Оптинский календарь. Июль. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Июль.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

В июле 1809 года в Свенском монастыре принял пострижение в рясофор 27-летний купеческий сын Тимофей Иванович Путилов – будущий архимандрит Моисей, настоятель Оптиной пустыни.



До этого он провёл уже некоторое время в Саровском монастыре. Потом был послушником в Орловском Свенском, где много слышал о подвижниках Рославльских лесов.

«Когда я пришёл в Рославльские леса, - рассказывал о себе преподобный Моисей Оптинский, - тамошние пустынники жили в трёх келлиях, поставленных на расстоянии версты друг от друга. Поселясь с отцом Афанасием, я построил для него и для себя новую келлию: это был первый опыт моего зодчества. … Под самою нашею келиею протекала лесная речка Болдачёвка, а в полутора верстах впадала в неё речка Фроловка. На берегу её был колодезь; в речке этой важивалась и рыбка.

Всю церковную службу мы правили каждодневно у себя в келлии, начиная с 12 часов ночи, полуночницу и утреню; после утрени, через час, соборный акафист Божией Матери; после акафиста часы с изобразительными, и, наконец,вечерню часов в пять вечера. В воскресные и праздничные дни приходили к службе ближайшие старцы, а иногда кто-либо из других Рославльских пустынников, живших в бОльшем расстоянии от нас. Отправя вместе службу, пообедаем, что Бог послал, и разойдёмся до следующего праздника.

На Пасху же и на Рождество и в другие нарочитые праздники приходил из ближайшего села (верстах в семи) старенький священник и приобщал нас запасными Дарами, дабы и мы не были лишены сего духовного утешения.
В свободное от молитвенных правил время занимались рукоделием, кто какое умел: писали полууставом отеческие книги, занимались огородом, на котором, впрочем, по неблагоприятной почве, не родилось других овощей кроме репы. Летом собирали грибы, ягоды и усердствовали благодетелям, а от них получали печёный хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла для приправы пустынной трапезы. А когда случится недостаток, питались и сухоядением, дорожа всего более духовной свободой и безмолвием. Волки постоянно выли около нас в продолжение целой зимы, но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды. Мы их видели весьма близко и часто слышали, как они ломали по лесу деревья, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире.

И от разбойников помиловал нас Бог, хотя и часто слышали, что они бродят у нас в околотке. Впрочем, нас нелегко было найти, да и нечем было им у нас поживиться.

Но страшнее разбойников были для нас порывистые бури, ломавшие вековые деревья и грозившие задавить нас. Однажды обрушилось огромное дерево подле самой нашей келлии с таким треском, что я уже думал – вот настала последняя минута; но и тут помиловал нас Господь, - оно лишь ветвями задело крышу. Но страшен и самый рёв бури в вековом бору, когда она ходит по нём и, как трости, ломает то, что росло целые столетия».
2 июля 1855 года состоялась диаконская хиротония прп. Исаакия I Оптинского.
В 1847 году 36-летний Иван Антимонов, порвав все связи с миром, поступил в Оптину пустынь. Долго не мог прийти в себя его отец, лишившийся своей главной опоры в жизни, проливая слёзы о любимом сыне, восклицал он: «Он, варвар, убил меня!». Впрочем, через некоторое время по благословению Старца Иван съездил в Курск и примирился с отцом. Позже, будучи уже иеромонахом Исаакием, келейно постриг отца своего в мантию незадолго до его кончины.
Послушник Иван поселился в скиту и предал свою волю в послушание прп.Старцу Макарию. Сначала он пёк хлеб, затем был поваром и никогда не отказывался от общих братских послушаний. Сыновнее расположение Иван питал к скитскому игумену Варлааму, отличавшемуся высокоподвижнической жизнью, делателю умной молитвы Иисусовой.
В 1851 году Иван был облечён в рясофор, а затем и в мантию. Предвидя скорую свою кончину прп.Моисей – игумен монастыря, посетив свт.Филарета Московского, испросил его благословения на избрание иером.Исаакия настоятелем монастыря после себя.
В1860 году преставился ко Господу Старец Макарий, передав своего ученика, о.Исаакия, прп.Амвросию. А в 1862 году скончался и прп.Моисей, и иером.Исаакий был избран настоятелем монастыря с возведением в сан игумена.
32 года прп.Исаакий I исполнял должность настоятеля обители. Он не только прилагал старания о внешнем благоустройстве монастыря, но усердно заботился о духовной жизни братий, увещевая их как можно чаще обращаться к Старцу на откровение помыслов и для духовного руководства.



4 июля — день памяти преподобноисповедника архимандрита Георгия (Лаврова)

Георгий (Лавров), 1868 - 1932, архимандрит, преподобный, исповедник



В миру Лавров Герасим Дмитриевич, родился в 1868 году в деревне Касимовка Елецкого узда Орловской губернии в благочестивой, состоятельной крестьянской семье. Герасим закончил всего три класса школы. Когда ему было 12 лет, он с родителями приехал на богомолье в Оптину пустынь и подошёл под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь.

Но только после кончины отца, Герасим стал послушником Введенской Оптиной пустыни, где был пострижен с именем Георгий и рукоположен в иеромонаха.

С 1915 по 1918 годы отец Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовск Калужской губернии. После закрытия монастыря в 1918 году батюшка был обвинён в «тайном заговоре» и «хранении оружия». Из Мещовской тюрьмы его вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видение, после которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. И, действительно, их вагон почему-то прицепили к другому поезду, идущему в Москву. По прибытии в Москву арестованных поместили в Таганскую тюрьму . Пока производилось дознание, вышла амнистия и расстрел был заменён пятью годами заключения.

Тюремный доктор Жижиленко (будущий тайный епископ Максим) обучил его медицинским навыкам и старец был поставлен на должность санитара, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников. Батюшка исповедовал и причащал желающих, старался всех утешить и ободрить. Иногда он со слезами уговаривал умирающих исповедоваться, если видел, что человек уходит из этой жизни озлобленным.

В Таганской тюрьме он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова). Из тюрьмы отец Георгий был взят «на поруки» будущим священномучеником Феодором (Поздеевским), который предоставил ему возможность проживания и служения в возглавляемом им Даниловом монастыре. Там батюшка принимал множество людей. Хотя он был малообразованным, к нему шла интеллигенция, молодёжь. «Золотце, золотой мой, деточка» — так он обращался к людям. Старец имел дар различать душевные и духовные болезни.

В мае 1928 года батюшку арестовали во второй раз. Он был обвинён в том, что «играл роль старца в черносотенном монастыре, вёл антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента». Батюшку приговорили к трём годам ссылки в посёлок Кара-Тюбе Уральской области (ныне Казахстан). Там он утешался совершением Литургии в своей хижинке. В ссылке батюшка заболел раком гортани. После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде. С трудом удалось духовным чадам найти для него комнатку.



4 июля 1932 года после причащения Святых Таин отец Георгий скончался и был погребён на местном Бугровском кладбище. В 2000 году были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Данилов монастырь в Москве. В том же году о.Георгий был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.



На фото вид Лавретьевского монастыря в Калуге, превращенного в 1918г. в конц. лагерь. Здесь в камере смертников содержался о. Георгий.
Памяти Ивана Михайловича Концевича



Годы жизни: 19 октября 1893, Варшава — 6 июля 1965, Сан-Франциско. Иван Михайлович Концевич — российский церковный историк, публицист, общественный деятель русской эмиграции. Брат епископа Нектария (Концевича). Автор книги «Оптина пустынь и её время».



В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину.


На фото : исход из Крыма.

Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил:
– Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать.
По возвращении домой Олег Концевич записал:
«Приезжаем домой, и мамочка спешит к отцу Николаю Загоровскому сообщить, что Ваня жив. Матушка же Екатерина Ивановна, увидев мамочку в окно, выходит к ней навстречу со словами: ‟Вам письмо от Ванечки".
Что же происходило в это время с Ваней, о котором так беспокоились мама и младший брат Олег? А в это время едва оправившийся от возвратного тифа, худой и чуть живой Ваня сидел на берегу моря в лагере Добровольческой армии в Галлиполи, смотрел вдаль и тоже думал и молился о своих любимых родных.
В жизни Ивана Михайловича Концевича неоднократно случались истории, которые свидетельствовали о том, что Промысл Божий хранил его и помогал в трудных и скорбных обстоятельствах.
В начале Первой мировой войны любимый брат и близкий друг Ивана, Володя Концевич, ушел добровольцем на фронт и погиб. Ваня очень тяжело переживал эту скорбь. После прочтения книги В.П.Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души»,где был рассказ об Оптиной пустыни, во время летних каникул 1916 года, Иван оставил все дела и поехал в Оптину.

Случилось так, что у него на тот момент совершенно износились туфли, а на рынке в это время уже не продавалось обуви, и тогда решительный юноша отправился в путь... в лаптях. В монастыре сначала решили, что он толстовец, но вскоре поняли, что это не так, и приняли с любовью.

23-летний Иван Концевич ежедневно ходил в скит на благословение к старцам Нектарию и Анатолию (Потапову), к скитоначальнику Феодосию. Нередко старцы преподавали какие-то наставления паломникам, отвечали на вопросы, и Ваня старался не пропустить ни слова.

Он не только сам провел все лето в монастыре, будучи не в силах проститься с Оптиной, но и позвал туда свою маму, которая присоединилась к сыну, узнала Оптинских старцев и стала верной духовной дочерью старца Нектария. На следующий год Иван смог провести в Оптиной только две недели, но навсегда остался душой с Оптиной.
Позднее Иван Михайлович Концевич сам напишет о своем посещении Оптиной пустыни так:
«Преподаватель словесности нашей гимназии рассказывал нам на уроках, как благодаря старцам Гоголь сжег свое гениальное произведение – вторую часть ‟Мертвых душ”... Это вызвало у меня предубеждение против старцев вообще.

Монастырь и старцы произвели на меня неожиданное и неотразимое впечатление, которое словами передать нельзя: его понять можно, только пережив на личном опыте. Здесь ясно ощущалась благодать Божия, святость места, присутствие Божие. Это вызывало чувства благоговения и ответственности за каждую свою мысль, слово или действие, боязнь впасть в ошибку, в прелесть, боязнь всякой самости и ‟отсебятины”. Такое состояние можно было бы назвать ‟хождением перед Богом”... Здесь я родился духовно».

Старец Нектарий предсказал монашество Олегу Концевичу и его вдовствующей маме, Александре Ивановне. Оба будут пострижены в монашество с именами Нектарий и Нектария – в память об их духовном отце.
Что же касается старшего брата Ивана, то старец запретил ему даже думать о монашестве. Ваня жил в Париже очень уединенно, аскетично, не посещал ни театров, ни других увеселительных заведений. Учился в Сорбонне и в Богословском институте, и старец Нектарий входил во все детали его жизни. Он запретил молодому студенту даже принимать у себя лиц женского пола. Ваня думал: может, старец готовит меня к монашеству? Но тот берег молодого человека для его суженой.

В 1935-м году, в свой день Ангела, Иван Михайлович Концевич встретил наконец свою суженую. Это была Елена Юрьевна Карцова (1893–1989) – человек духовного устроения. Оптина пустынь вошла в жизнь Елены Карцовой еще в отрочестве. В юности она думала о монашестве, как и Иван Концевич, но Промысл Божий соединил судьбы этих людей.

Елена Юрьевна Карцова стала верной спутницей и незаменимой помощницей в литературных трудах Ивана Михайловича.
Символично, что первой совместной покупкой супругов Концевичей стали 12 томов житий святых.
6 ИЮЛЯ ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.
Владимирская икона Божией Матери – икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви.
В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:
3 июня – избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
6 июля – избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
8 сентября – сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ – УСЫПАЛЬНИЦА В ОПТИНОЙ.
В 1809 году у восточной стены монастыря начато строительство больничной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм освящен в 1811 году преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским. При церкви было устроено шесть больничных келий для немощных братий. В 1854 году с западной стороны сделана пристройка. Средняя часть этой пристройки составляет притвор храма, где круглосуточно читалась «неусыпаемая» Псалтирь с поминанием усопшей братии и благотворителей обители. В боковых частях устроено ещё по три больничные келии. «Здесь престарелые и слабые старцы находят себе отраду, помощь и удобство к духовной жизни. В церкви нет особых украшений: она проста и убога, как убоги, живущие при ней старцы». В начале XX века здание храма было отремонтировано и надстроено. В эти годы в келии при храме жил и принимал богомольцев «народный» старец преподобный Анатолий (Потапов).
После революции 1917 года Владимирский храм, как и все храмы монастыря, был закрыт. В послевоенное время храм был разобран на кирпич до самого основания. С 1989 года проходили археологические исследования, продолжавшиеся несколько лет, и позволившие обнаружить основание храма. В 1995 году начались восстановительные работы. Восстановлен на месте разрушенного храма и освящен в 1998 году Престол один – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для святынь: обретенных 7-10 июля 1998 года – св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев были перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 года на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
В 2000-х годах иконописцами проведена роспись обители.




7 июля

В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в скиту Оптиной пустыни престольный праздник. «Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного».



Иоанн Предтеча - это молитвенник, который свою молитву простирает до сих пор над всем христианским миром, над православными христианами, кто ищет помощи Божьей, кто хочет исправить свою душу, кто живет покаянием и просит помощи этого великого угодника Божия.

Рождение скита

План скита был составлен оптинским игуменом Даниилом и отцом Моисеем. Утвердил план Преосвященный Филарет: «По сему начертанию строить скит да благословит Господь Бог и благодатию Своею да поможет совершить!» Игумену Даниилу владыка писал: «Для строения скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим и утвердил. Прошу покорно отвести им по их и нашему избранию место; Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание; пусть они трудятся в очистке места. Ежели готовы материалы, то я благословляю обеими руками строиться, - прежде келлии, а потом прочее нужное… До решительного положения полных правил жития их прошу вас теперь же сделать:
1) братиям воспретить к ним вход без вашего дозволения и не в назначенное время;
2) женскому полу совершенно возбранить туда вход;
3) другим мирским людям не иначе позволять, как с согласия их старца;
4) во всём,где можно помочь им в построении без отягощения монастыря, не откажите;
5) запретите строго рубить всякой лес около сего скита, дабы навсегда он был закрыт».



И вот началась работа: из срубленного на месте леса скитяне выстроили себе небольшую келию. … Потом обнесли всё место досчатым забором и, наконец, приступили с благословения Преосвященного к построению скитской церкви во имя Собора святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Спустя несколько недель после ранней обедни пришёл в скит игумен Даниил, где ожидали его уже новые насельники, и, положа вместе со всеми три земных поклона на том месте, где предстояло быть возведенной церкви, сказал: «Да будет на месте сем благословение святыя пустыни Иордановы и всех там безмолвствовавших!». Потом взял он заступ и начал рыть траншею для фундамента. Через день совершён был малый крестный ход из обители в скит, без звона, во главе с игуменом Даниилом, и молебен с водосвятием. Так заложен был храм. В основание его, под престодом, положена была частица мощей святого и славного Пророка Иоанна Предтечи. А в следующем году козельский помещик Иван Петрович Анисимов пожертвовал в скитскую церковь образ святого Иоанна Предтечи, родовой, благословение ему от родителей, - древний, тёмный. Впоследствии на этот образ кем-то пожертвована была сребропозлащённая риза и он помещён был над Царскими вратами рядом с иконой Знамения Божией Матери.
8 июля – день памяти преподобноисповедника Никона Оптинского.
Никон Оптинский (в миру Николай Митрофанович Беляев) был последним духовником Оптиной пустыни, ему суждено было пережить закрытие и разорение обители.
Николай Митрофанович Беляев родился в Москве, в благочестивой купеческой семье; особым благочестием отличался его дед – Лаврентий Иванович Швецов, бывший церковным старостой в кремлёвском храме Святых Константина и Елены. Всего в семье было восемь детей; Николай был четвёртым.
В пятилетнем возрасте он серьёзно заболел, был при смерти, но выздоровел, что впоследствии особо отмечал, как таинственный промыслительный случай, оптинский старец Варсонофий.
В отношениях Никона и старца Варсонофия был образец древнего старчества, поскольку была полная возможность открывать свои помыслы немедленно и во всём исполнять волю старца. Весь свой опыт и знания передавал ему старец как достойному принять и сохранить этот дар.
После закрытия монастыря в 1918 году Никон ревностно трудился, делая всё, что только возможно, чтобы сохранить монастырь.
Вынужденный в 1924 году поселиться в Козельске, он служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В июне 1927 года его в очередной раз арестовали. Три года провёл он в лагере «Кемьперпункт». 23 мая 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ без проведения нового следствия приговорило о.Никона к трём годам ссылки в Северный край — он был отправлен в Пинегу Архангельской области. 8 июля 1931 года о.Никон скончался. Погребён был на кладбище села Валдокурье под Пинегой. В 1930-е годы могила иеромонаха Никона была осквернена, поэтому его духовные чада совершили перезахоронение и лишь немногие знали, где находились его мощи.
Оптинский иеромонах Никон (Беляев) прославлен как местночтимый святой 26 июля 1996 года.
Прославлен общецерковно на Архиерейском соборе 13–16 августа 2000 года.



10 июля обретение мощей прпп.старцев оптинских.
Из оптинской летописи:
10 июля 1998 года были обретены мощи преподобных старцев Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия ст., Варсонофия и Анатолия мл.
Работы по обретению мощей преподобных Оптинских старцев начались за несколько дней до радостного события. 7 июля было получено долгожданное благословение Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступить к раскопкам. В советское время надгробия на могилах старцев были уничтожены, место захоронения превратилось в зелёный луг. Но на могиле старца Амвросия всегда были цветы, свечи или пасхальные яйца – так верующие хранили память о старце. В процессе раскопок выяснилось, что почитатели батюшки Амвросия место его захоронения определили точно. Во время праздничного всенощного бдения накануне дня памяти прп. Никона Оптинского, собор священнослужителей вышел к могилкам старцев. Подойдя к месту раскопок, пропели величание прпп. старцам Оптинским, помолившись об успешном завершении дела при содействии помощи Божией.
10 июля раскопки были завершены и переоблачённые св. мощи прпп. Старцев были положены в заранее приготовленные деревянные раки и выставлены для поклонения во Введенском соборе монастыря.
23 октября того же года в день памяти прп.Амвросия Оптинского свв. Мощи прпп. старцев были торжественно перенесены в возрождённый храм-усыпальницу в честь Владимирской Божией Матери при великом стечении народа.




Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

10 июля Русская Православная Церковь воспоминает Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского – одного из преподобных оптинских старцев и величайших светильников Духа, жившего и подвизавшегося в Свято-Введенской Оптиной пустыни в XIX веке.



Шестого июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых с установлением всероссийского почитания. 16 октября 1988 г. при раскопках в Оптиной пустыни были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки старца Амвросия и впоследсвии опознанные как останки преподобного Иосифа (Литовкина).

Мощи ст.Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 оптинских преподобных и в настоящее время почивают в приделе в честь преп. Амвросия во Введенском соборе обители.

В Оптиной пустыни хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из келлии Амвросия и принадлежавшие преподобному вещи: скуфья, палочка-посох, наградной крест.
Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания.



На насущный вопрос: «Как жить?» – он давал шутливые ответы:

«Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».

«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
12 июля день памяти апостолов Петра и Павла. Этим святым посвящен храм Московского подворья Оптиной Пустыни.


В1997 году настоятелем вновь открытого подворья был назначен игумен Мелхиседек (Артюхин). Новому батюшке  пришлось нелегко. Первым настоятелем храма с 1989г. был протоиерей Александр Торопов, благодаря которому сложился дружный приход. Игумена Мелхиседека сначала прихожане восприняли недоброжелательно. Но дружелюбие, такт, терпение и доброжелательность нового настоятеля  победили эту враждебность, и скоро храм наполнился множеством новых прихожан, количество которых столь стремительно стало увеличиваться, что потребовалось строительство еще нескольких храмов в этом районе Москвы силами подворья.

Храм Петра и Павла в селе Ясенево был построен в стиле елизаветинского барокко А.Ф. Лопухиным и освящен в 1751-53 гг. 9 июля 1822 г., в этой церкви  состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого - родителей писателя Льва Толстого и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря.

С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида  в результате реконструкции 1860-х годов.  Этот облик, сохраняется до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма.

В 30-е годы 20 века храм закрыли   и использовали под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в. не сохранилась.  В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне.
12 июля православные чтят память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. На этот же день приходятся и мирские именины преподобного Варсонофия Оптинского (Павла Плиханкова).


«Странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова

Павел Иванович был молодым военным, сослуживцы его прожигали жизнь в развлечениях, но он приходил в своём быту к всё большему аскетизму. Комната его напоминала келью монаха простотой убранства, порядком, а также множеством икон и книг. Шли годы. Товарищи его один за другим переженились.

Позднее старец вспоминал об этом времени: «Когда мне было тридцать пять лет, матушка обратилась ко мне: «Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдёт». За послушание, я исполнил желание матери вступить в беседу с женщинами. В этот день у одних знакомых давался званый обед. «Ну, – думаю, – с кем мне придётся рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор». И вдруг рядом со мной, на обеде, поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завёл со мной беседу о молитве Иисусовой. Я так увлёкся, слушая его, что совершенно забыл о своём намерении разговаривать с невестами. Когда же обед кончился, у меня созрело твёрдое решение не жениться».

Военная служба, блестящая карьера. По службе он был на самом блестящем счету, и не за горами был для него генеральский чин. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..»

Однажды поехал Павел Иванович в оперный театр по приглашению своего военного начальства. Среди развлекательного представления он вдруг почувствовал невыразимую тоску. Позднее он вспоминал: «В душе как будто кто-то говорил: «Ты пришёл в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрёшь, что тогда? Господь сказал: В чём застану, в том и сужу... С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрёшь?»

И он ушёл из театра. Прошли годы, и Павлу Ивановичу захотелось узнать, какое число было тогда, чья была память. Он справился и узнал, что была память святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев. И Павел Иванович понял: «Господи, да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра! Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается – точно по какому-то особенному таинственному плану».
Новый наместник Оптиной.
14 июля 2018 года по представлению патриарха Кирилла решением Священного синода РПЦ назначен новый наместник Оптиной пустыни. Им стал епископ Уржумский и Омутнинский Леонид (Денис Владимирович Толмачёв).
В январе 2018 года скончался предыдущий наместник Оптиной, управлявший обителью в течении 27 лет, архимандрит Венедикт. Указом патриарха временно исполняющим обязанности наместника был назначен благочинный обители, игумен Никита. Вскоре стало известно имя нового управляющего.
Денис Владимирович Толмачёв родился 12 мая 1975 года в Москве. После окончания средней школы поступил в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Окончив академию, прошёл обучение в Перервинской духовной семинарии.
С мая 2002 года Денис Толмачёв находился в Оптиной пустыни, где был пострижен в монашество. В 2012 году заочно окончил Московскую духовную академию, после чего был направлен на Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге в качестве штатного священнослужителя. С января 2014 года о.Леонид – благочинный подворья. В том же году он был избран епископом Уржумским и Омутнинским.
Решением Священного Синода от 14 июля 2018 года владыка Леонид (Толмачёв) назначен наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, с освобождением от управления Уржумской епархией. Одновременно с этим решением ему определён новый титул — епископ Можайский.



16 июля 1989 года - обретение и перенесение мощей прп. Нектария Оптинского

Из летописи Оптиной пустыни:
«Великая и пресветлая радость возсияла нам! Благоизволил Вседержитель явить миру мощи дивного Оптинского угодника старца Нектария, одного из последних светил великой плеяды созвездия небесного прпп.отцов Оптинских. Заручившись благословением церковного священноначалия в лице Управляющего делами Московской патриархии и митр. Владимира…, помолившись у могилок Оптинских старцев, взяв благословение и напутствие у о.Евлогия, группа братий выехала в с.Холмищи, место упокоения останков прп.старца Нектария. Отслужив заупокойную литургию по старцу Нектарию, приступили к работе, во всё время продолжения которой поочерёдно читали Псалтирь. Углубившись на метр, нашли верх склепа. С тех пор как дошли до склепа, стало ощущаться сладкое чудное благоухание. Это чувствовали все. Открылся гроб, на дне которого была замечена часть черепа. Когда удалили крышку гроба, нашим недостойным глазам предстали честные мощи прп. отца в целости и сохранности. Останки Преподобного были облачены в мантию, епитрахиль, на одной руке – поручень с разорванными чётками, ремень, на черепе –остатки клобука – всё в очень хорошей сохранности. Вдруг мы заметили, что на лобной части черепа проступают как бы начертанные два креста. В 7.30 вечера мощи торжественно, со звоном колоколов были встречены у Казанских ворот братиею и народом. Когда торжественная процессия двигалась по обители, с честью встречавшей своего Старца через 65 лет разлуки с ним, от мощей исходило чудесное благоухание, которое чувствовалось на расстоянии до 30 метров и более.
Мощи прп.Нектария Оптинского находятся в раке во Введенском соборе монастыря.»


17 июля 2001 года был официально открыт Клыковский мужской монастырь, Спаса Нерукотворного пустынь.



17 июля в день почитания православными царственных страстотерпцев один из самых молодых монастырей нашей планеты отмечает 19-летие своего рождения. В Козельском районе насчитывается 5 монастырей. Из них два являются ставропигиальными (подчиняются непосредственно Патриарху) - самыми большими по площади и по количеству насельников. Это мужской монастырь Оптина пустынь и Шамординский женский монастырь, известные не только всей России, но и далеко за ее пределами. Самыми древними являются Оптина пустынь и городской Козельский Вознесенский женский монастырь – им обоим более 500 лет. Самых молодых монастырей тоже два, оба возникли в начале XXI века. Один из них находится в деревне Сенино - это женский монастырь в честь святой равноапостольной Феклы.

Вторая юная обитель расположена в 17 километрах от Козельска - это мужской монастырь в честь Спаса Нерукотворного в селе Клыково. Клыковский мужской монастырь, Спаса Нерукотворного пустынь, официально был открыт 17 июля 2001 года. Он является своеобразным олицетворением возрожденной Русской Церкви. Весь архитектурный ансамбль монастыря, за исключением соборного храма, сложился в первые два десятилетия XXI века. Храмы обители посвящены тем лицам, которые имеют основополагающее значение в духовной жизни и особо почитаются русским народом.

Соборная церковь (1829 г.) посвящена самому первому в истории изображению Господа Иисуса Христа – Нерукотворному Образу, который традиционно чтился на Руси. Один из храмов посвящен Архистратигу Михаилу (память – 21 ноября) – начальнику всего Небесного Воинства. Данью уважения и благоговейной признательности к подвигу мучеников за веру, молитвами которых воскресла Русская Церковь, является устроение храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Одна из самых красивейших и величественных церквей Клыковской обители посвящена миссионеру Древней Руси – священномученику Кукше (память - 9 сентября), который принес Благую Весть жителям этих глухих мест.



Украшением любой обители являются труды и молитвенные подвиги угодников Божиих, которые делают монастырь явным средоточием благодати и духовной мощи. Таким человеком для пустыни Спаса Нерукотворного стала схимонахиня Сепфора (Шнякина) (1896 -1997 гг.). Главным служением схимонахини Сепфоры было старчество. Как известно, старчество является высшим проявлением пастырской мудрости. Взаимоотношения старца и ученика являются эталоном христианской педагогики в деле спасения души и воспитания добродетелей. Всему православному миру известен подвиг служения старцев Оптиной пустыни, однако, после гонений на Церковь живая традиция старчества была прервана. В период восстановления Оптиной пустыни братия прославленной обители обращались за духовным наставлением к матушке Сепфоре, которую прозвали «матерью монахов».
За великую любовь к Богу и долготерпение схимонахине Сепфоре были открыты тайные дела и мысли людей. Духовным наследием старицы являются ее наставления, живой голос, записанный на магнитофонную ленту. Келья матушки Сепфоры сохранилась, доступна для посещения, и поражает паломников намоленностью, проникновенной и мягкой духовной атмосферой. Могила старицы находится близ алтаря храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Схимонахиня Сепфора - связующее звено между пустынью Спаса Нерукотворного и Оптинской обителью: в Клыково схимонахиню доставил будущий настоятель – игумен Михаил (Семенов), который является оптинским воспитанником. Чин погребения схимонахини Сепфоры совершал отец Илий (Ноздрин), оптинский и всероссийский пастырь.
17 июля 1918 года в Екатеринбурге вместе с царём Николаем II и царской семьёй погиб Боткин Евгений Сергеевич. Прославлен во святых Русской православной церковью.


Евгений Боткин родился 8 июня 1865 года в городе Санкт-Петербург. Являлся четвертым ребенком в семье известного русского врача Сергея Петровича Боткина и Анастасии Александровны Крыловой. В 1878 году принят в 5-й класс второй Петербургской классической гимназии. Затем в 1882 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, однако, сдав экзамены за первый курс университета, ушел на младшее отделение открывшегося приготовительного курса Военно-медицинской академии. В 1889 году окончил академию, удостоившись звания лекаря с отличием. С января 1890 года Боткин работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных. В декабре на собственные средства командирован за границу для научных целей. Занимался у ведущих европейских ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. По окончании командировки в мае 1892 года стал врачом придворной капеллы, а в январе 1894 года вернулся в Мариинскую больницу сверхштатным ординатором. Евгений Боткин защитил в академии диссертацию на соискание степени доктора медицины «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма», посвященную отцу. Официальным оппонентом на защите стал Иван Павлов.

Весной 1895 года Евгений Сергеевич командирован за границу и два года провел в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина, где слушал лекции и занимался практикой у ведущих немецких врачей - профессоров Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста. В мае 1897 года избран приват-доцентом Военно-медицинской академии. В 1904 году с началом Русско-японской войны Боткин убыл в действующую армию добровольцем и назначен заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. «За отличия, оказанные в делах против японцев» награждён орденами Святого Владимира III и II степени с мечами, Святого Анны II степени, Святого Станислава III степени, сербским орденом Святого Саввы II степени и болгарским - «За гражданские заслуги». Осенью 1905 года Евгений Боткин вернулся в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В этом же году стал почетным лейб-медиком. В 1907 году занял должность главного врача общины святого Георгия. По просьбе Императрицы Александры Федоровны приглашен как врач в царскую семью и в апреле 1908 года назначен лейб-медиком Николая II.

Евгений Сергеевич являлся совещательным членом Военно-санитарного Ученого комитета при Императорской Главной квартире, членом Главного управления Российского общества Красного Креста. В 1910 году стал действительным статским советником. В 1917 году, после падения монархии, Боткин остался вместе с царской семьей в Царском Селе, а затем последовал за ней в ссылку. В Тобольске открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией перевезен из Тобольска в Екатеринбург. Евгений Сергеевич Боткин расстрелян в ночь на 17 июля 1918 года вместе со всей императорской семьей в подвале Ипатьевского дома. В 1981 году Евгений Боткин канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом. В 2009 году реабилитирован генеральной прокуратурой Российской Федерации. В феврале 2016 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача.
Из цикла «Оптинские подвижницы» (О скотном дворе)

В 1874 году 18 июля, сообщает скитская Летопись, в Калужской Тихоновой пустыни скончалась, «духовная дочь и ученица о. Антония (Путилова) Надежда Васильевна Петрова, постриженная келейно в мантию с именем Антонии. Она была дочерью полковника. С юных лет вступила в Московский Страстной монастырь, где провела около 15-ти лет. Имея хороший голос, была там одной из лучших певиц и читальщиц. Впоследствии из Страстного монастыря перешла под духовное руководство игумена о. Антония, поселилась в Оптиной Пустыни в числе сестёр на скотном монастырском дворе; была там долгое время начальницей. В то же время прислуживала старцу: писала по его поручению письма, искусно излагая их, иногда готовила еду и все поручения старца исполняла с большим усердием. Она любила старца как отца и заботилась послужить к его успокоению. Когда Надежда входила к нему, чтобы предложить услуги, больной старец, как дитя, часто встречал её обычною фразою: "А что мы сегодня ямы и пиемы?" Старец при разговоре с уважением относился о ней: "Она полковницкая дочь, учёная и знает французский язык". Надежда Васильевна, зная хорошо этот язык, свободно объяснялась на нем. Старец ценил ее труды и так выражал ей свою признательность. Однажды, когда она с самоукорением объясняла ему, что живет плохо, в нерадении и лености, часто случается, упускает молитвенное правило, – старец сказал ей: "Ты вот мне больному постоянно служишь, Бог видит твои труды, и я обязан молиться за тебя; получишь от Господа награду, как сказал Он: "Боляяй и служаяй, равную мзду получат"; а потому, где я, там и ты будешь вместе со мною".



По кончине о. игумена Антония она недолго оставалась в Оптиной Пустыни, – переселилась в Тихонову пустынь, жила в гостинице и мирно скончалась, за день до кончины напутствованная Св. Тайнами. Отличительные черты её подвижнической жизни были: усердие к храму Божию, странничество и крайнее нестяжание во всем. Всё, что ни получала она от своих благодетелей, раздавала нуждающимся, даже последний портрет дорогого для неё отца Антония нетрудно было от нее получить. В последнее время, согбенная годами, беззубая, маленькая ростом старица проводила дни жизни своей в крайнем во всём лишении; одно утешение она имела – посещать храм Божий».
21 июля
Видеоэкскурсия по достопримечательностям и святыням Оптиной пустыни из цикла сюжетов «Мгновенья Оптиной прекрасны...». Для программы «Родной образ» на телеканале «Ника ТВ» Калужского областного телевидения.


Сергей Бушуев (РГБ) и Елена Качанова (Ника-ТВ).

11/24 июля – день пострига в схиму преподобного Варсонофия Старца Оптинского



Схи́ма – высшая ступень православного монашества. Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Благодать схимы названа свв. Отцами вторым крещением.

Монашеский путь в земной жизни был определён Богом Старцу Варсонофию с рождения. Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, которая заменила ему родную мать. И вот Павлуша с раннего возраста – настоящий православный человек. Он ходит с мамой (так называл он мачеху) в церковь, регулярно причащается, читает домашнее правило. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет Павлуша начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!»

Девяти лет Павлушу зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал, прекрасно знал мировую литературу. Будучи старцем, он часто говорил о пользе книжных знаний, в первую очередь – житий святых. Об учёбе в гимназии он вспоминал: «Летом нас переселяли на каникулы в живописное казённое имение... Там была прекрасная берёзовая аллея... Воспитанники, обыкновенно, вставали в шесть часов, а я вставал в пять часов, уходил в ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество».

Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом.

«Монашество есть блаженство, – говорил преподобный Варсонофий, – выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на Небе в будущей жизни, но нижняя степень его уже на земле».

Особенно, подчеркивал прп. Варсонофий, на пути исполнения заповедей монаху требуется такие качества, как смирение и терпение: «Вся наука, вся мудрость жизни заключается в сих словах: Смирился, и спасе мя Господь. Смиряйтесь и терпите все. Научитесь смирению и терпению, а в душе имейте мир. Поверьте, у кого в душе мир, тому и на каторге рай». «На монашеском знамени написаны слова: Кто хочет быть большим, да будет всем слуга». Как сказал преподобному Макарию Великому диавол: «Ты мало спишь, а я вовсе не сплю; ты много постишься, а я вовсе ничего не ем. Одним ты меня побеждаешь...» – «Чем?» – спросил святой. – «Смирением», – отвечал диавол».
Схимонахиня Серафима (Бобкова)

Схимонахиня Серафима (Бобкова) стала живым связующим звеном между старым и новым Шамордино. Маленькой девочкой, приезжавшая в Оптину пустынь с бабушкой, она сподобилась благословения преподобного Амвросия Оптинского. До революции Ирина и её сестра поступили в Казанский Шамординский монастырь, стали рясофорными послушницами. После закрытия обители путь Ирины в родной Гомель оказался долгим, со многими скорбями и потерями духовно близких людей. Там, на родине, она была пострижена в мантию, позже – в схиму. Жила в миру.



Услышав, что почти через 70 лет вновь открылась родная обитель, она захотела вернуться. Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий засомневался: человеку более 100 лет, дорога не близкая, но братия подготовила удобную для неё машину, и 24 июля 1990 года схимонахиня Серафима прибыла на свою духовную родину. Через 3 месяца, на 106-м году жизни она отошла ко Господу во время всенощной под престольный праздник обители. Её могилка стала первой возле алтаря возрожденного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».



В письменных воспоминаниях одной из сестёр, ухаживавших за старицей Серафимой, есть такие строки: «Видимо Господь, зная мою слабость и неустроенность души, в самом начале монашеского поприща заложил краеугольный камень, дал на малое время приобщиться к подлинному монашеству. В минуты невыносимых тягот, этими воспоминаниями согревается, оживляется душа».
В субботу 25 июля в Успенском кафедральном соборе Владимира состоится отпевание митрополита Евлогия (Смирнова), который ушел из жизни ночь на 23 июля 2020 года.


Митрополит Евлогий восстановил лежавший в руинах Данилов монастырь в Москве. Многие москвичи приходили тогда, в 80-е годы, помогать возрождению древней обители: выносили мусор, расчищали завалы.



В 1988г. Евлогия, тогда архимандрита направили в Оптину Пустынь, некоторые его добровольные помощники отправились за ним, и впоследствии приняли в монастыре постриг.



В то время Оптина представляла печальное зрелище: храмы были в руинированном состоянии, в монашеских кельях проживали местные жители, сарайчики которых облепляли монастырские стены. Это были тяжелые, но и радостные годы. Архимандрит восстановил Введенский собор, собрал монашескую братию. В Оптину потянулись паломники, которые тогда жили в палаточных  лагерях вокруг монастыря или ночевали в храме на полу, т.к. места в крошечной гостинице на всех не хватало. Душой возрождавшейся Оптиной Пустыни был ее наместник -  архимандрит Евлогий (Смирнов).

Вечная память!
30 июля: послушник Пармен Федоров
По благословению оптинского скитоначальника преподобного старца Варсонофия послушником Николаем Беляевым (будущим преподобным Никоном исповедником) было предпринято описание всех отшедших в жизнь вечную скитских отцов и братий, останки которых покоились тогда на скитском кладбище. «Цель описания скитских покойников была,– пишет автор,– во-первых, та, чтобы оставить о них память жившим и имеющим жить в скиту отцам и братиям, а во-вторых, еще и та, чтобы живые, взирая на скончание почивших, подражали вере и добрым делам их».


Из описания скитского некрополя:
Послушник Пармен Феодоров(†17/30 июля 1856).
В скитской летописи под 17 июля 1856 года написано о нем следующее: «Среда. Сего числа в 5-м часу пополудни скончался скитский послушник Пармен Денисьевич Феодоров на 21-м году от рождения. Родом из мещан города Епифани Тульской губернии. Отец его, Ефимов сын, Феодоров, торговал в уезде скотом, медом, воском. Кроме Пармена у старика было три дочери. Одна из них умерла прошлою зимою, а две проводили жизнь в келейке на городском кладбище. У старика составился маленький капиталец, нажитый трудами, и два дома. Пармен поступил в скит на жительство в 1853 году и, побыв несколько времени на послушании в кухне, взят был в келейники к отцу Макарию. Был простодушен и незлобив. Возвратясь от господ Киреевских, куда ездил со старцем Макарием совершенно здоровым, он через день или два заболел. Вскоре болезнь его приняла серьезный характер; то была горячка в сильной степени. Три дня пролежал он в бреду, не принимая никакой пищи. Во вторник 16-го числа в 10 часов вечера после исповеди удостоился причаститься Святых Таин – Тела и Крови Христовых. В минуту причащения пришел в себя и проглотил Святую Частицу, а потом опять забылся и проговорил: «Поеду домой!». На 9-й день болезни положение больного не улучшилось и не подавало надежды на выздоровление. В 4-м часу его особоровали, а в 5-м он мирно почил о Господе. Бред его во время болезни явно обнаруживал детское состояние души его. «Пармен умрет,– говорил он между прочим,– будут жалеть: батюшка (старец Макарий), отец Иларион (старший келейник), монахи». В день святого пророка Илии, после обедни тело усопшего предано было земле на скитском кладбище, неподалеку от другого юного послушника, почившего в 1855 году Владимира Кавелина, который особенно дружелюбно прощался с ним во время своей предсмертной болезни, как бы намекая тем на скорое свидание за гробом. Прожил Пармен в скиту всего три года.

Безутешно плакал на погребении старик, Парменов отец, который вслед за сыном пришел в Оптину пустынь и поместился на жительство в монастыре. Устроив свои домашние дела, он думал, что вот сын закроет ему глаза. «А пока,– говорил он,– буду жить да утешаться его сопребыванием». Но Бог судил иначе, и старику отцу пришлось пережить юного сына. За несколько дней до его кончины старик видел во сне, будто лежит он на печи, а близ её роют какой-то погреб. «На что это?» – спросил с удивлением старик у роющих. «Да так надо"- отвечали ему. «Когда же,– сказывал после старик,– услышал я о болезни сына, то сердце-вещун тотчас подсказывало мне, что сон этот недаром мне приснился: вот что значит: Так надо! – подумал я. Что делать! Буди Его святая воля! И мне недолго проскрипеть. Жаль старухи и дочерей, их одолеет горе»,– твердил неутешный старик, едва оправившийся от трудной физической болезни и вновь пораженный горем душевным».

Но судьбы Господни неисповедимы. Человек предполагает, а Бог располагает. Немалое время пришлось проскрипеть старику после кончины своего сына. Каждый год в день его памяти он приходил из монастыря в скит и просил послужить по сыне своем панихиду, во время которой усердно-усердно молился о упокоении его души в Царствии Небесном. Сам же старик жил всегда в монастыре, там и скончался, там и погребен. Могила его накрыта большой чугунной плитой с надписью, из которой видно, что монах Дионисий прожил в обители после сына лет 26, имея от роду 90 лет. Мир и покой вечный добрым сыну и отцу!
Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому