Оптинский календарь. Март. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Март.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

5 марта празднуются именины старца Льва Оптинского – основоположника старчества в Оптиной Пустыни.
В этот монастырь старец пришёл уже будучи зрелым человеком и опытным монахом. Школу старчества он воспринял от учеников Паисия Величковского. В 1829 г. Лев поселился вблизи Оптинского скита, и сразу же к нему потянулись многочисленные посетители (не только монахи) с разными духовными и житейскими вопросами. Старец мог быть резок и не боялся, если нужно, затронуть самолюбие своих духовных детей. Напротив, всё его обращение с ними направлено было к искоренению этого скрытого, но губительного порока. Но в этом никогда не было грубости или раздражения и делалось исключительно ради духовной пользы. «Бывало, – рассказывал один ученик старца, – батюшка сделает мне такой строгий и грозный выговор, что едва на ногах устою; но тут же и сам смирится, как дитя, и так умиротворит и утешит, что на душе сделается легко и отрадно; и уйдешь от него мирный и весёлый, как будто батюшка меня хвалил, а не укорял».
Однажды к старцу приехала А.И.Остен-Сакен с племянницей Машей. Маша (Мария Николаевна) была родной сестрой Л.Н.Толстого. Старец посмотрел на Машу, и сказал в свойственной ему шутливой форме: «Эта Маша будет наша». Действительно, в конце жизни Мария Николаевна Толстая приняла монашеский постриг в Шамординском монастыре.
Домик старца Льва сохранился в Оптиной.



8 марта 1922 г. в монастырской больнице скончался архимандрит Агапит Оптинский (Беловидов) – загадочная фигура в истории оптинского старчества.
Духовным окормлением отца Агапита пользовались все последние старцы «старой» Оптины: преподобные Варсонофий, Анатолий младший, Нектарий и Никон. При этом, будучи современником и учеником преподобного Амвросия, архимандрит Агапит стал как бы связующим звеном между поколениями обители. Когда в 1912 году преподобного Варсонофия перевели в Старо-Голутвин монастырь, старшая братия хотела выбрать отца Агапита братским духовником, но тот наотрез отказался.
Его перу принадлежат: первое подробное «Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия» в 2-х частях, а также «Житие молдавского старца Паисия Величковского» и «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария».
Однажды отец Агапит пришел к преподобному Амвросию спросить совета: взяться ли ему за составление жизнеописания старца Илариона Троекуровского, о чём просили его монахи, или нет? Старец отец Амвросий на это с ласковой улыбкой ответил: «Возьмись, возьмись, да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то!». А сам все улыбался и улыбался…
«Точно он предвидел, что приведёт Господь мне писать его жизнеописание», – вспоминал потом отец Агапит.
В старости он стал юродствовать, заболел, порой впадал как бы в слабоумие, хотя в просветах сохранил и прозорливость, и всяческую высоту духовную. Жил в больнице. Батюшка Нектарий говорил, что болезнь его – наказание за отказ от общественного служения.
О Старце Агапите очаровательно рассказывала сиделка Дунечка, ходившая за ним в больнице. Однажды она тихонько сняла чётки с перекладины постели, где они всегда висели, и взяла их с собой в храм. «Вот-то, – думает, – помолюсь я по его чёткам!» Старец Агапит словно бы и не заметил, как она чётки брала. Стоит Дунечка в церкви, пробует молиться по его чёткам, а её в сон клонит. Никогда в жизни она так спать не хотела – засыпает стоя – и всё. Тут она видит, что неладно что-то, раскаялась и понесла чётки обратно. Хочет их незаметно повесить на место. А старец Агапит открыл глаза, смотрит на неё и смеется: «Открой-ка мой ящик». Дуня открыла. «Вот возьми там чёточки. Те лёгонькие, а эти мои слишком тяжелы для тебя».
На фото Оптинская больница, в которой последние годы находился Агапит и жизнеописание Амросия, написанное Агапитом.




17 марта день памяти Герасима Иорданского.
Святой жил в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого.
У Оптинского старца Нектария был кот, который его необыкновенно слушался. Старец, который иногда юродствовал, говорил: «Герасим был велик, у него был лев, мы малы, у нас кот». При этом, «шуточки» старца Нектария часто были пророчествами. Например, в своей скитской келье он собирал старые вещи и в шутку говорил: «Это мой музей». В советское время в этой келье расположился музей, посвященный пребыванию Достоевского в Оптиной Пустыни.
На фото: Преподобный Герасим; Старец Нектарий; в этом доме жил старец Нектарий, а затем в нём был музей Достоевского.




18 марта 1855 года в почил послушник Оптиной пустыни Владимир (Владимир Александрович Кавелин). Его родной брат, архимандрит Леонид, был первым историком Оптиной Пустыни.
Его отец, Кавелин Александр Александрович (1793 – 1850), служил в лейб-гвардии Измайловском полку. Участвовал в Бородинском сражении, за отличие в котором награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». Его мать, Мария Михайловна (урожденная Нахимова), была двоюродной сестрой адмирала Павла Степановича Нахимова.
Послушник Владимир был болезненным юношей и последний год жизни провёл в имении Кавелиных Грива под Козельском. К нему приезжал его духовник – старец Макарий. После кончины юноши его похоронили в Оптиной Пустыни. Отпевание совершил старец Моисей, игумен монастыря.
Сейчас в бывшем имении Кавелиных проживают 8 человек.



Летописец Оптиной пустыни инок Павел.
На рубеже XIX и XX столетий письмоводителем у старца оптинского Иосифа был о.Павел. По благословению старца инок Павел продолжил вести «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни», – так написал он на титульном листе очередной книги. Летопись велась и раньше, но с перерывами, зачастую многолетними. Отец Павел возобновил её ведение, дав в летописи образцы записей и форму, которой следовали его преемники по летописанию. Благодаря этому летопись стала весьма содержательным историческим документом не только скита, но всей обители. О.Павел вносил в летопись какие и в каких храмах были богослужения, кто служил и кто присутствовал; писал о том, какое было убранство к праздникам, кто был пострижен в рясофор, в мантию или великую схиму, кто умер и при каких обстоятельствах…
Вот некоторые записи о.Павла за март-апрель 1900 года.

«Март 19. Воскресенье.
Сегодня вечером привезено из Москвы в Оптину пустынь тело в Бозе почившей Натальи Петровны Киреевской, благодетельницы скита и монастыря. На иждивение её была издана большая часть святоотеческих творений, переведенных братией скита под руководством старца отца Макария. На её же средства устроен был придел во имя преподобного Макария Египетского в скитском храме. Иконы в сем приделе высокой художественной работы и были исполнены в Москве. Воспитанная в строго церковном духе, Наталья Петровна имела решающее влияние на образ мыслей и перемену в религиозных убеждениях своего мужа, известного русского учёного и писателя Ивана Васильевича Киреевского в смысле полной и искренней преданности его Святой Православной Церкви. В свою очередь и сам Киреевский повлиял в том же смысле на своих друзей, – на знаменитых писателей: Гоголя, Аксакова, Хомякова и других, а через них и на большую часть русского образованного общества. В замужестве Наталья Петровна была 22 года с 1834 по 1856 год. По смерти мужа жила некоторое время в своём имении, селе Долбине, близ города Белёва, а затем в Москве, где и скончалась. При жизни старца отца Макария была его духовной дочерью, пользуясь его полным доверием и любовью о Христе, а также многих выдающихся духовных иерархов, и особенно Московского митрополита Филарета и светских высокопоставленных лиц.
Март 21. Вторник.
Сегодня, после заупокойной литургии и панихиды (отпевание покойной было совершено в Москве) в Казанском соборе, братия монастыря и скита изнесли на руках гроб покойной и опустили в склеп, устроенный рядом с могилою её мужа Ивана Васильевича и брата его Петра Васильевича Киреевских. Мир душе твоей, доблестная и боголюбивая раба Божия, и да упокоит тебя Господь во Царствии Своём за благочестивую твою жизнь и любовь к иночеству.
Март 31. Пятница.
Сегодня в 11 с половиной часов ночи в Бозе почил на 72-м году жизни священноархимандрит отец Досифей. Был настоятелем Мещовского монастыря. По кончине настоятеля Оптиной пустыни отца архимандрита Исаакия был избран братией в настоятели упомянутой пустыни и вступил в сию должность в ноябре 1894 года. … По расстроенному здоровью и согласно прошению, уволен был в августе 1899 года на покой и жил до кончины в так называемом Графском корпусе, что близ настоятельского корпуса, занимая южную половину оного.
...
Апрель 1. Суббота. Лазарево воскресение.
Сегодня тело отца архимандрита Досифея перенесено из Графского корпуса в церковь старой больницы – до отпевания, которое предполагается совершить завтра.
...
Апрель 2. Вербное Воскресенье.
В 8 часов утра пред позднею обедней тело отца архимандрита Досифея перенесено в Казанский собор. Чин отпевания совершён был отцом архимандритом Агапитом в сослужении с отцом игуменом Ксенофонтом, а также монастырскими и скитскими иеромонахами. По отпевании гроб был поставлен опять в церкви старой больницы.
...
Апрель 4. Вторник.
Согласно распоряжению преосвященного Макария, епископа Калужского и Боровского, тело отца архимандрита Досифея предано сегодня (после часов) земле в Казанском соборе, в правом Крестовоздвиженском приделе у южной стены.»

Во вновь воссиявшей Оптиной восстановлено надгробие над могилой архимандрита Досифея в Казанском храме.
Годы его настоятельства (1894 – 1899) прошли как бы незамеченными, потому что отец Досифей старался во всем поддерживать порядки и традиции своих великих предшественников.




Патерик Оптиной пустыни содержит жизнеописания подвижников благочестия, погребённых на монастырском кладбище. И оживает давно ушедшая эпоха, восстанавливается духовная связь с ней.
27 марта 1866 года скончался в Оптиной пустыни замечательный подвижник, слепец отец Карп из государственных крестьян Калужской губернии Мосальского уезда деревни Бараний Рог. В Оптиной он был звонарём, потом более 20-ти лет до старости трудился в хлебне. В послушаниях не уступал молодым и здоровым. В церкви бывал неопустительно. Бдительность его была неимоверна: если кому из братии нужно было встать в самую глухую пору ночи, то обращались к отцу Карпу, и в час, в два, в три ли кто попросит разбудить его – ложись и спи спокойно: в назначенный срок отец Карп тихо творит уже молитву и не отойдёт, пока не разбудит.
Самовнимание и понуждение себя на всё благое были отличительными чертами его. Самоукорение словно срослось с ним. Нравом был кроток и молчалив, в обращении с братиею ласков и приветлив. Старец Лев любил его и говорил о нём: «Карп слеп, но видит свет – свет, который не всем зрячим доступен».
Слепотою своей он не только не тяготился, но дорожил ею как средством ко спасению.
До последних минут жизни сохранил ясное сознание. Перед кончиной был напутствован всеми христианскими таинствами. Замечательно, что старческое лицо его по смерти сияло видимо благодатью Божией, так, что братия удивлялись. На 3-й день по кончине его не ощущалось ни малейшего запаха от тела. Так Господь по смерти прославил этого смиренного подвижника, не искавшего славы и жившего в неизвестности ещё на земле.



27 марта. Монашеский постриг старца Нектария. После пострига о. Нектарий почти перестал покидать свою келью, не говоря уже об ограде скита. Несколько лет даже окна его кельи были закрыты синей бумагой. Старец любил говорить: «Для монаха два выхода из кельи – в храм и могилу». В таком полузатворе о. Нектарий непрестанно молился. В это время он читал святотеческую литературу и занимался самообразованием, изучая светские науки и иностранные языки. В результате старец свободно обращался с образованнейшими людьми своего времени. О. Нектарий свободно цитировал по латыни, говорил по-французски, читал наизусть Пушкина, мог говорить об астрономии так, что посетители спрашивали старца о том, какой университет он закончил. Но университетом старца была его келья, а знание наук были необходимы, чтобы на одном языке говорить с представителями интеллигенции «Серебряного века», которые потянулись к о. Нектарию, после того как он был избран старцем в 1912 г.



Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому