Оптинский календарь. Январь. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Январь.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

С Новым годом! Здоровья и счастья!

2 января день памяти о.Иоанна Кронштадтского.
О. Иоанн Кронштадтский и старец Варсонофий Оптинский.
Особая таинственная духовная связь существовала между о. Иоанном Кронштадтским и старцем  Варсонофием Оптинским: «Когда я был ещё офицером, мне по службе нужно было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что о.Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня ухе кончилась. Я прошёл в алтарь. В это время о.Иоанн переносил Св. Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он вдруг подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни. И решили, что я буду священником. Я над ними потешался, т.к. у меня и в мыслях не было принимать сан священника. А вот теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».



С Рождеством Христовым!


8 января в ряду других святых поминается преподобномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков). Он родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Отец его Николай Родионович Бобраков скончался в Оптиной схимонахом. О появлении в Оптиной пустыни Ивана рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит».
17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобраков был определён в число братства монастыря. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Исаакий.
30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря.
Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью». Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения. К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности. Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келлии, как правило, угасал только под утро…
В 1918 году декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».
Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты и храмовые службы прекратились на 65 лет. В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, все должности в нём заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.
Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов.
После очередного ареста преподобный Исаакий переехал в город Белёв Тульской области.
В 1932 году преподобного Исаакия с братиями вновь арестовали, и пять лет спустя святой сподобился от Господа мученического венца. Обвинительный акт всем арестованным оптинцам был вынесен 25 декабря 1937 года белёвским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор – расстрел. Приговор привели в исполнение 26 декабря по старому стилю или 8 января по новому 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия, последнего архимандрита дореволюционной Оптиной пустыни.
Ныне на месте том стоит крест, воздвигнутый братией Оптиной пустыни.
Тесницкий лес – лиственный лес, расположенный в 25 км от Тулы, в 1 км от шоссе Москва – Тула (162-й км Симферопольского шоссе). В лесу, в братских могилах покоится более двух с половиной тысяч человек, репрессированных в Тульской области в 1937 – 1950 годах — в большинстве своём жители Тулы и Тульской области. На территории полигона обнаружено около сорока массовых захоронений.
Здесь захоронены представители десятков национальностей, в том числе иностранцы и новомученики – монахи Оптиной пустыни, герои Первой мировой войны, репрессированные в годы Великой Отечественной войны и прочие.




Монах Нифонт
(в миру Никита Филимонович Пономарёв)
28 декабря 1849 /10 января 1850
Купец города Саратова, а прежде был крепостным господ Ширинкиных. Дед его Матвей был пономарём села Макарова Новохоперского уезда Воронежской губернии, отчего получилась и фамилия Пономарёвых. Пономарь во время солдатского набора с духовного звания, чтобы избежать воинской повинности, укрывался в имении господ Ширинкиных в селе Ключи, недалеко от села Макарова. По времени Ширинкин и записал его в свои ревизские сказки и таким образом закрепостил.
Через несколько лет внук Матвея Никита Филимонович Пономарёв в 1820 году со всем своим семейством отпущен был на волю. По ремеслу он был портной и по отпуске на волю поселился со своей семьёй в городе Новохоперске, а через девять лет, когда младший сын его Иродион прекрасно усвоил себе в Москве отцовское ремесло, перебрался на жительство в город Саратов. Десять лет прожили в Саратове Пономарёвы, год от года богатея от своего ремесла, но к концу этого времени пошли у них по разным предприятиям неудачи. Главный их деятель по хозяйству, сын Никиты Филимоновича Иродион Никитич, по влечению своего боголюбивого сердца избрал монашескую жизнь и в 1839 году поступил в скит Оптиной пустыни под руководство опытных в жизни духовной старцев иеросхимонахов Льва и Макария, а через три года, в феврале 1842-го, прибыл к нему и родитель его. Во время семилетнего пребывания в скиту Никита Филимонович, несмотря на свои престарелые годы, до самой предсмертной болезни ревностно нёс возлагаемые на него послушания, между прочим заведовал в церкви свечным ящиком. Грамоту знал очень слабо, но эту слабость восполнял благочестивым размышлением. Например, прочитает с расстановками одно слово: «По-ка-я-ни-е». Остановится и начнёт размышлять: «Покаяние! А я как живу? Какое у меня покаяние?». И долго так рассуждает с сердечными воздыханиями. Затем продолжает чтение дальше.
К концу жизни Никиты Филимоновича его стало огорчать то обстоятельство, что живший долгое время в скиту сын его Иродион Никитич, во всем исправный послушник, не получает мантии. Многих, после него поступивших братий постригали в мантию, а его всё обходили. Каждый такой раз Никита Филимонович обращался к сыну с горьким вопросом: «Иродион! А нас-то когда же?». От Иродиона же слышался только один ответ: «Потерпим!». Так ждал Никита Филимонович пострига своего сына до самой своей кончины и все-таки не дождался. Он скончался 28 декабря 1849 года, 76 лет от роду, с напутствием Святых Христовых Таин, предварительно приняв постриг в мантию с именем Нифонт.




В Саровской обители во время молитвы 15 января 1833 года почил преп. Серафим Саровский.
Детские и юношеские годы святого прошли в Курске. Удивительно, но сохранились храмы связанные с семьёй Мошниных (мирское имя Серафима – Прохор Мошнин).  Воскресенско-Ильинский храм был приходским для Мошниных, в нём и крестили будущего подвижника.
Неподалёку располагается Сергиево-Казанский собор – красивейший храм города. Строительство храма было начато по решению прихожан Курска. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин. Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.
Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.
В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением прп. Серафима Саровского.

Сергиево-Казанский собор, построенный родителями преп. Серафима.

Воскресенско-Ильинский храм, прихожанином которого был преп. Серафим.
И ещё, на той улице, где располагаются эти храмы в начале ХХ в. несколько лет жил оптинский старец Рафаил Шейченко. Об этом нашей группе поведал замечательный курский экскурсовод.


Схииеродиакон Мартирий (Кашнов)
(†2/15 января 1908)
В миру Михаил Павлов Кашнов, из крестьян Тульской губернии Ефремовского уезда Старогольской волости деревни Нижнегольской. Родился в 1854 году. Ещё мальчиком поступил в Оптину пустынь в число братства, но, поживши немного, возвратился в мир. Между тем желание иноческой жизни не ослабевало в нём, и он в 1884 году 17 апреля опять прибыл в Оптину и поступил в скит. 1895 года 3 июля пострижен в мантию и наречён Мартирием. Главным его послушанием в скиту было варить квас. Это очень трудное послушание. Варят в скиту квас обыкновенно Великим постом на второй неделе, когда снег начинает таять. Квасовару приходится быть то в сильном тепле у кипящей воды или вынимать из горячей печи котлы с запаренным для кваса тестом; то распотевши выходить на холод для наблюдения за прочими работами. И потому отец Мартирий всегда почти за этим послушанием простужался.
Как хороший квасовар, он в мае 1899 года вытребован был в Калугу в Архиерейский дом варить квас; и за удачное исполнение сего послушания Преосвященным Макарием посвящен был в иеродиакона. В конце 1907 года он готовился было и к посвящению в сан иеромонаха, но почувствовал нездоровье. Потому он перешёл в больницу. Доктор козельский Карасев нашёл, что у отца Мартирия рак в желудке. Потому он был особорован, пострижен в схиму и, пока было возможно, сообщался Святых Христовых Таин. Он также до последней возможности перебирал чётки с молитвой Иисусовой. Перед самым же исходом души из тела он был в большой тревоге, бился и руками, и ногами. Когда же он троекратно был осенен иерейским благословением и окроплён святой Богоявленской водой, тотчас стал утихать. Когда же прочтён был над ним канон на исход души, он совершенно успокоился и вскоре мирно почил о Господе 2/15 января 1908 года 53 лет. Тело его перенесено было в скитскую церковь и там, в скиту, после литургии, погребено.



Пафнутий (Костин) (1866 – 1938), иеромонах, преподобномученик.
В миру Костин Борис Федорович. Родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец благословил его идти в монастырь.
Поступил в Оптину Пустынь и 5 августа 1900 года был пострижен в монашество. 26 июня 1914 года был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8-й бригады Госополчения Московского Военного Округа.
По окончании Первой мировой войны вернулся в обитель и служил в ней до её окончательного закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря поселился в деревне Сосенка Козельского района Калужской области, совершал требы по деревням.
В 1937 году посетил свою родину, вероятно думая остаться здесь до своей кончины – в это время он уже был болен туберкулёзом. Узнав, что за ним следят, и уже сотрудники НКВД приходили и интересовались приехавшим монахом, возвратился в деревню Сосенка. Здесь сильно разболелся и во время болезни 13 декабря 1937 года, был арестован и заключён в камеру предварительного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же в течение четырёх дней были арестованы супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церкви и шесть монахинь и послушниц Шамординского монастыря. Все они обвинялись в том, что, встречаясь в доме супруги арестованного священника и «будучи враждебно настроены к политике советской власти, взаимно договорившись между собой, собирали нелегальные религиозные сборища, куда вовлекали отсталую часть колхозниц и колхозников, распространяли религиозные листовки и проводили контрреволюционную агитацию среди населения...»
Сразу же после ареста следователь допросил отца Пафнутия:
– Следствие располагает свидетельскими показаниями о том, что вы как... монах состояли в контрреволюционной организации, возглавляемой попадьей... проводили по её заданию среди населения контрреволюционную агитацию против советской власти и её мероприятий. Следствие требует дать правдивые показания.
– Виновным себя в этом не признаю, в контрреволюционной организации я не состоял и агитации не вёл.
– Следствие располагает данными о том, что в декабре 1936 года вы проводили контрреволюционную агитацию против переписи населения. Требуем правдивых показаний.
– Виновным в этом себя не признаю...
– Следствие имеет точные данные о том, что вы по заданию попадьи... проводили в декабре 1937 года контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный Совет. Требуем правдивых показаний.
– Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации не признаю и против выборов в Верховный Совет не выступал.
– Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?
– Виновным себя в предъявленном обвинении... не признаю...
16 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение и дело отправлено на рассмотрение внесудебной тройки. Судя по тому, как развивались дальнейшие события, материалы дела были переданы лишь на отца Пафнутия, и 5 января 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Монахини, церковная староста и жена священника, найдя вероятно возможность договориться со следователями, в феврале 1938 года были из-под стражи освобождены.
На рассвете праздника Крещения Господня 1938 года преподобномученик Пафнутий (Костин) был расстрелян. Погребён в общей безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
© Елена Качанова.



26 января день памяти Елеазара Анзерского, соловецкого святого. Преподобный Елеазар родился в городе Козельске Калужской губернии в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческим подвигам. Рядом находилась Оптина Пустынь, ныне всем известный монастырь, в котором тогда ещё не было старцев – мудрых наставников в духовной жизни. Поэтому юный подвижник отправился на Соловецкие острова.
Здесь он нашел то что искал: суровый климат и почти полное одиночество на необитаемом остове Анзер. Впоследствии рядом с Елеазаром поселились ученики, среди которых был будущий патриарх Никон. В образовавшемся скиту был построен Троицкий храм, а затем на вершине горы Голгофо-Распятский храм, уже в XIX веке. В 1923 году скит поступил в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стал его VI отделением – страшным тифозным изолятором. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных умирать. Сейчас скит восстановлен и стал местом паломничества. В 2018 году там побывала наша группа. В августе 2019 года планируются новые поездки.
В Козельске чтят память земляка. 26 января в день памяти преподобного Елеазара Анзерского – Козельского чудотворца, епископ Козельский и Людиновский Никита совершил всенощное бдение с чтением акафиста Анзерскому чудотворцу и Божественную литургию в Благовещенском храме города Козельска.
27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, в Оптиной пустыни вот уже который год поминают православную писательницу Нину Павлову, крещёную в честь святой равноапостольной Нины.
25 октября 2015 года в день памяти Калужской иконы Божьей Матери, на следующий день после собора Оптинских старцев – отошла ко Господу Нина Александровна Павлова. Не менее пяти раз переиздавалась её книга «Пасха красная» – поведавшая всем нам об убиенных сатанистом оптинских монахах. На двадцатилетие их мученической кончины, в проповеди после панихиды было сказано, что только Господь знает, сколько сотен тысяч людей привела к Господу и Его Святой Церкви эта книга. Без малого 30 лет прожила Нина Александровна близ Оптиной. Ею написано множество прекрасных рассказов: сборники «Михайлов день», «Иди ко мне!», подборки рассказов в разных изданиях, публикации на Православии.ру – широко известны и любимы.
27 октября в храме прп. Илариона Великого монахами Оптиной Пустыни было совершено отпевание Нины Александровны Павловой. Маленький храм не мог вместить всех желающих проститься с духовной дочерью благословенной Оптиной. После отпевания и на кладбище в память о почившей раздавались её книги. Погребена Нина Павлова на Оптинском кладбище близ храма Всех Святых. Надгробное слово произнёс игумен Филипп (Перцев).




Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому