Оптинский календарь. Январь. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Январь.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

В память о Нине Александровне Павловой



Фрагмент рассказа из цикла «Цепь золотая. Рассказы о новых чудесах Оптинских старцев», опубликованного 15 декабря 2008 г. в газете «Эском – Вера»:



Перед канонизацией Оптинских старцев мне дали послушание – собирать материалы о чудотворениях, свершившихся по их молитвам уже в наши дни.

Познакомились мы со Светланой так. Однажды в опустевший после службы храм вошла совсем юная с виду паломница, жена офицера, как выяснилось.

– Я представитель полка, – сказала она строго. – У нас полк полёг в Чечне. Не подскажете, где можно подать за упокой?

Иеродиакон Илиодор привёл паломницу к свечному ящику, и та стала подавать даже не записки об упокоении, но пространные бумажные простыни со списком погибших, заверенные печатью полка.

– Не по форме написано. Надо переписать, – сделала ей замечание послушница, принимавшая записки.

– У них полк полёг в Чечне, – тихо и грозно сказал ей иеродиакон. – И что, форма важнее души?

Убиенных на поле брани было так много, что просфор не хватило и отец Илиодор ушёл за ними в алтарь.
А Светлана рассказывала мне тем временем историю своей жизни, а точнее, историю той большой любви, где всё было просто и чисто. С Серёжей они были неразлучными с детства. А когда Сергей окончил военное училище, они обвенчались. Светлана уже готовилась к рождению своего первенца и вязала пинетки, когда Сергея и его полк отправили в Чечню. Через месяц «чёрный тюльпан» доставил в их часть первые гробы, а Светлану увезли на «скорой» в роддом. Когда другие роженицы кричали от боли, она кричала от страха за мужа – вдруг Серёжу убьют и как ей жить без него? Так началось её материнство и путь к Богу. Ни одной церкви вблизи их воинской части не было. А венчаться они с Сергеем ездили в город, правда следуя здесь, скорее, обычаю: «так надо», так красиво, и почему-то не вызывал уважения гражданский невенчанный брак. Но в церкви им очень понравилось, и на память об этом светлом дне Сергей купил в иконной лавке книгу об Оптинских старцах. Это всё, что было у Светланы, – одна-единственная книга о великих угодниках Божиих, но она почувствовала чутким сердцем неведомое ей прежде дыхание святости. Днём и ночью, пока спал младенец, она неустанно полагала земные поклоны и молила Оптинских старцев спасти, защитить и уберечь от смерти воина Сергея.

Молиться, по её словам, Светлана совсем не умела. Но так велика была любовь юной жены, что шла её молитва, похоже, до Неба. Сослуживцы рассказывали потом – Сергея, действительно, хранило от смерти некое чудо. Пули, казалось, огибали его, а снаряды разрывались в том месте, откуда он только что ушёл. Солдаты теперь теснее жались к своему офицеру, уверовав, что рядом с ним безопасно. Это было настолько явственное чудо, что командование полка приняло решение: послать своего представителя в Оптину пустынь, чтобы выяснить, каковы условия размещения и сможет ли монастырь принять их, если их воинская часть приедет помолиться сюда. Так Светлана оказалась в монастыре и теперь от всего сердца благодарила Оптинских старцев за чудесное спасение мужа.

Делала она это по-своему: встанет на одно колено и благоговейно целует икону, как целуют на присяге знамя полка. Послушница, дежурившая за свечным ящиком, опять переживала, что всё «не по форме». Но и она не осмелилась сделать замечание, потому что за странностями поведения стояло главное – опыт живой веры.
1 января (ст.ст.) 1903 года состоялась иерейская хиротония Старца Оптинского Варсонофия (Плиханкова)
Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом.



Поздравление с новолетием от Старца Варсонофия
Приветствую вас с новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода — ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.
Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.
С Новым годом! Здоровья и счастья!

2 января день памяти о.Иоанна Кронштадтского.
О. Иоанн Кронштадтский и старец Варсонофий Оптинский.
Особая таинственная духовная связь существовала между о. Иоанном Кронштадтским и старцем  Варсонофием Оптинским: «Когда я был ещё офицером, мне по службе нужно было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что о.Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня ухе кончилась. Я прошёл в алтарь. В это время о.Иоанн переносил Св. Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он вдруг подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни. И решили, что я буду священником. Я над ними потешался, т.к. у меня и в мыслях не было принимать сан священника. А вот теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».



Из оптинского патерика. Иеросхимонах Михаил (Андреев)
21 декабря /3 января 1898 года со скитским монахом Михаилом случился удар.
Он упал на пол, издал предсмертный стон и испустил дух. На третий день после его кончины по обычаю служилась в скиту Божественная литургия, а после были похороны.

В миру Максим Лукич Андреев, родом из московских мещан. Занятие имел на ткацкой фабрике: управлял работающими там женщинами. Некоторые из работниц, как признавался он, во время работы покушались пошалить со своим управляющим, но он, оберегая свое девство, очень просто поступал с таковыми. Даст хорошую оплеуху, тем и оканчивались все любезности.

Летом 1860 года Максим Лукич, предварительно уволившись с фабрики, пошел странствовать в Киев к угодникам Божиим Печерским и по другим монастырям.



Побывавши в некоторых обителях, странствующий Максим прибыл наконец в 1861 году в Оптинский скит. Здесь увидел его батюшка старец Амвросий и, узнав о его намерении поступить в монастырь, стал уговаривать его остаться в скиту. Максим, после некоего колебания, остался. Это было Великим постом, в марте упомянутого года. От роду тогда ему было 40 лет.
Отличительные свойства отца Михаила — большая любовь и преданность старцу батюшке отцу Амвросию, соединенная с беспрекословным послушанием. Келейническая обязанность, сама по себе трудная и суетная, при старце Амвросии вследствие многочисленных посетителей в особенности была тяжела. Но отец Михаил долгое время, хотя и не без скорбей, проходил это святое послушание, пока наконец, будучи уже иеромонахом, не был определен на другое послушание.



В разговорах он был грубоват, но имел доброе сердце и был человек доброжелательный. Кроме того, отец Михаил отличался практичностью в хозяйственном отношении, потому какие бы хозяйственные дела ни предпринимались старцем Амвросием, всегда он поручал отцу Михаилу присматривать за ними. Так, например, нужно было поставить корпус для отца Климента (Зедергольма), или перестроить внутренность келлии самого отца Амвросия и переложить в ней печь, или только что купленное у Калыгина Шамординское, почти развалившееся имение, в порядок и, везде отец Михаил был в числе главных деятелей.

К службам Божиим отец Михаил был очень усерден и, несмотря на свои престарелые годы с ослаблением сил телесных, не отказывался служить в скиту Божественную литургию до последней возможности. Раз, взглянув на отца Михаила, старец Амвросий как бы в шутку проговорил: "Еще попущением Божиим может быть старцем". И вправду, некоторые пользовались его советом.

С течением времени отец Михаил все более и более ослабевал в силах и келейно принял постриг в схиму без перемены имени. К концу 1897 года он уже не в силах был выходить из келлии, был особорован святым елеем и часто сообщаем Пречистых Таин Христовых.
Всех лет его жизни было 76.
С Рождеством Христовым!
7 января
На Рождество 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины оптинского схимонаха Евфимия. О жизненном пути этого человека, перед которым встал непростой выбор после убийства единственного сына повествует фильм Натальи Тереховской. А также, вы узнаете, как этот выбор повлиял на жизнь близких, когда-то, успешного ученого, которого мы знаем, как схимонаха Евфимия.
На Рождество 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины оптинского схимонаха Евфимия. О жизненном пути этого человека, перед которым встал непростой выбор после убийства единственного сына повествует фильм Натальи Тереховской. А также, вы узнаете, как этот выбор повлиял на жизнь близких, когда-то, успешного ученого, которого мы знаем, как схимонаха Евфимия.


8 января в ряду других святых поминается преподобномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков). Он родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Отец его Николай Родионович Бобраков скончался в Оптиной схимонахом. О появлении в Оптиной пустыни Ивана рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит».
17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобраков был определён в число братства монастыря. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Исаакий.
30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря.
Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью». Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения. К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности. Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келлии, как правило, угасал только под утро…
В 1918 году декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».
Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты и храмовые службы прекратились на 65 лет. В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, все должности в нём заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.
Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов.
После очередного ареста преподобный Исаакий переехал в город Белёв Тульской области.
В 1932 году преподобного Исаакия с братиями вновь арестовали, и пять лет спустя святой сподобился от Господа мученического венца. Обвинительный акт всем арестованным оптинцам был вынесен 25 декабря 1937 года белёвским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор – расстрел. Приговор привели в исполнение 26 декабря по старому стилю или 8 января по новому 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия, последнего архимандрита дореволюционной Оптиной пустыни.
Ныне на месте том стоит крест, воздвигнутый братией Оптиной пустыни.
Тесницкий лес – лиственный лес, расположенный в 25 км от Тулы, в 1 км от шоссе Москва – Тула (162-й км Симферопольского шоссе). В лесу, в братских могилах покоится более двух с половиной тысяч человек, репрессированных в Тульской области в 1937 – 1950 годах — в большинстве своём жители Тулы и Тульской области. На территории полигона обнаружено около сорока массовых захоронений.
Здесь захоронены представители десятков национальностей, в том числе иностранцы и новомученики – монахи Оптиной пустыни, герои Первой мировой войны, репрессированные в годы Великой Отечественной войны и прочие.




Преподобномученица Августа (Защук) 2 июля 1871 — 8 января 1938



Схимонахиня Августа (в миру Защук Лидия Васильевна, урожденная Казнакова) — заведующая музеем «Оптина пустынь», игуменья Русской Православной Церкви, настоятельница подпольного Казанского монастыря в городе Белёве Тульской области. Владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием и в петербургский период своей жизни занималась журналистикой.

В январские морозы 1938 года в холодной камере ждала решения своей участи пожилая схимонахиня Августа (Защук). Одновременно с ней были арестованы и также находились под следствием настоятель Оптиной пустыни Исаакий (Бобраков), иеродиакон Вадим (Антонов), послушники Григорий Ларин, Даниил Пятибрат и около двадцати человек монахинь, священников и мирян.

После революции Господь привёл Лидию Васильевну в Оптину Пустынь, где она наконец обрела то, что долго искала — веру. Почувствовала благодать прославленной обители. Близко узнала Оптинских старцев: преподобного Нектария и иеромонаха Никона (Беляева). В письме Лидия писала об этом времени: «Средства у меня отняла революция, и я была этому рада, так как иначе не узнала бы близости Господа к человеку».
Братия оптинские пытались спасти святыни монастыря после его упразднения властями хотя бы в новосозданном музее, к которому отошли монастырская и скитская библиотеки, архив и некоторые здания обители. Первым заведующим Оптинского музея стал в 1919 году отец Никон (Беляев).После его ареста — Лидия Васильевна.

Последний допрос немолодой монахини продолжался почти непрерывно шестнадцать суток. В течение всего этого времени ей не разрешали спать, не разрешали даже садиться. Когда падала от изнеможения, её приводили в чувство, обливая ледяной водой. Несмотря на пытки, дать показания о деятельности монастыря и назвать имена сестёр мать Августа отказалась. Отвечала твёрдо: «От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь».
Обвинительное заключение предъявленное Лидии Защук: «создала и возглавила женский монастырь из лиц служителей монашеского элемента... возглавила контрреволюционную деятельность среди населения».

Приговор особой тройки УНКВД Тульской области был объявлен в канун праздника Рождества Христова.
Восьмое января — день, когда, кажется, вся природа пребывает в мире и гармонии, празднует Рождение Спасителя мира. В этот морозный день 1938 года схимонахиню Августу вместе с другими священниками и монахинями привезли на 162 километр Симферопольского шоссе в зимний лес под Тулой.



Здесь, где в настоящее время установлена часовня, прозвучали выстрелы в вечность, и просиял венец мученичества над душами русских людей.
Монах Нифонт
(в миру Никита Филимонович Пономарёв)
28 декабря 1849 /10 января 1850
Купец города Саратова, а прежде был крепостным господ Ширинкиных. Дед его Матвей был пономарём села Макарова Новохоперского уезда Воронежской губернии, отчего получилась и фамилия Пономарёвых. Пономарь во время солдатского набора с духовного звания, чтобы избежать воинской повинности, укрывался в имении господ Ширинкиных в селе Ключи, недалеко от села Макарова. По времени Ширинкин и записал его в свои ревизские сказки и таким образом закрепостил.
Через несколько лет внук Матвея Никита Филимонович Пономарёв в 1820 году со всем своим семейством отпущен был на волю. По ремеслу он был портной и по отпуске на волю поселился со своей семьёй в городе Новохоперске, а через девять лет, когда младший сын его Иродион прекрасно усвоил себе в Москве отцовское ремесло, перебрался на жительство в город Саратов. Десять лет прожили в Саратове Пономарёвы, год от года богатея от своего ремесла, но к концу этого времени пошли у них по разным предприятиям неудачи. Главный их деятель по хозяйству, сын Никиты Филимоновича Иродион Никитич, по влечению своего боголюбивого сердца избрал монашескую жизнь и в 1839 году поступил в скит Оптиной пустыни под руководство опытных в жизни духовной старцев иеросхимонахов Льва и Макария, а через три года, в феврале 1842-го, прибыл к нему и родитель его. Во время семилетнего пребывания в скиту Никита Филимонович, несмотря на свои престарелые годы, до самой предсмертной болезни ревностно нёс возлагаемые на него послушания, между прочим заведовал в церкви свечным ящиком. Грамоту знал очень слабо, но эту слабость восполнял благочестивым размышлением. Например, прочитает с расстановками одно слово: «По-ка-я-ни-е». Остановится и начнёт размышлять: «Покаяние! А я как живу? Какое у меня покаяние?». И долго так рассуждает с сердечными воздыханиями. Затем продолжает чтение дальше.
К концу жизни Никиты Филимоновича его стало огорчать то обстоятельство, что живший долгое время в скиту сын его Иродион Никитич, во всем исправный послушник, не получает мантии. Многих, после него поступивших братий постригали в мантию, а его всё обходили. Каждый такой раз Никита Филимонович обращался к сыну с горьким вопросом: «Иродион! А нас-то когда же?». От Иродиона же слышался только один ответ: «Потерпим!». Так ждал Никита Филимонович пострига своего сына до самой своей кончины и все-таки не дождался. Он скончался 28 декабря 1849 года, 76 лет от роду, с напутствием Святых Христовых Таин, предварительно приняв постриг в мантию с именем Нифонт.




В Саровской обители во время молитвы 15 января 1833 года почил преп. Серафим Саровский.
Детские и юношеские годы святого прошли в Курске. Удивительно, но сохранились храмы связанные с семьёй Мошниных (мирское имя Серафима – Прохор Мошнин).  Воскресенско-Ильинский храм был приходским для Мошниных, в нём и крестили будущего подвижника.
Неподалёку располагается Сергиево-Казанский собор – красивейший храм города. Строительство храма было начато по решению прихожан Курска. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин. Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.
Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.
В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением прп. Серафима Саровского.

Сергиево-Казанский собор, построенный родителями преп. Серафима.

Воскресенско-Ильинский храм, прихожанином которого был преп. Серафим.
И ещё, на той улице, где располагаются эти храмы в начале ХХ в. несколько лет жил оптинский старец Рафаил Шейченко. Об этом нашей группе поведал замечательный курский экскурсовод.


Схииеродиакон Мартирий (Кашнов)
(†2/15 января 1908)
В миру Михаил Павлов Кашнов, из крестьян Тульской губернии Ефремовского уезда Старогольской волости деревни Нижнегольской. Родился в 1854 году. Ещё мальчиком поступил в Оптину пустынь в число братства, но, поживши немного, возвратился в мир. Между тем желание иноческой жизни не ослабевало в нём, и он в 1884 году 17 апреля опять прибыл в Оптину и поступил в скит. 1895 года 3 июля пострижен в мантию и наречён Мартирием. Главным его послушанием в скиту было варить квас. Это очень трудное послушание. Варят в скиту квас обыкновенно Великим постом на второй неделе, когда снег начинает таять. Квасовару приходится быть то в сильном тепле у кипящей воды или вынимать из горячей печи котлы с запаренным для кваса тестом; то распотевши выходить на холод для наблюдения за прочими работами. И потому отец Мартирий всегда почти за этим послушанием простужался.
Как хороший квасовар, он в мае 1899 года вытребован был в Калугу в Архиерейский дом варить квас; и за удачное исполнение сего послушания Преосвященным Макарием посвящен был в иеродиакона. В конце 1907 года он готовился было и к посвящению в сан иеромонаха, но почувствовал нездоровье. Потому он перешёл в больницу. Доктор козельский Карасев нашёл, что у отца Мартирия рак в желудке. Потому он был особорован, пострижен в схиму и, пока было возможно, сообщался Святых Христовых Таин. Он также до последней возможности перебирал чётки с молитвой Иисусовой. Перед самым же исходом души из тела он был в большой тревоге, бился и руками, и ногами. Когда же он троекратно был осенен иерейским благословением и окроплён святой Богоявленской водой, тотчас стал утихать. Когда же прочтён был над ним канон на исход души, он совершенно успокоился и вскоре мирно почил о Господе 2/15 января 1908 года 53 лет. Тело его перенесено было в скитскую церковь и там, в скиту, после литургии, погребено.



Храм Богоявления Господня с нижним храмом 40 Севастийских мучеников — самая молодая православная церковь в Козельске. Праздник Крещения Господня престольный праздник этого храма.



Божиим промыслом по благословению схиигумена Илия (Ноздрина) в небольшом поселке Механический завод города Козельска с 2005 года началось строительство огромного храма Богоявления Господня с нижним храмом 40 Севастийских мучеников. До этого этого времени в поселке с населением в несколько тысяч человек не было ни одного православного храма. В основу Богоявленского храма положен проект академика К. Тонна, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве.



Храм Богоявления Господня построен в форме корабля, как повелевали Апостолы, «…продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Ведь храм – это образ ковчега спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной в ковчеге спасал свой род в бурных волнах потопа, так и Церковь спасает христиан среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы к тихому пристанищу Царства Небесного.
В период строительных работ в нижнем храме в честь 40 святых Севастийских мучеников начиная с 2007 года совершаются регулярные уставные богослужения.



Малое освящение Богоявленского церкви состоялось в январе 2011.
Настоятельствует в церкви Богоявления иерей Дионисий Куваев.

Вспоминая о том, как старец Илий стал духовным отцом его семьи, а отец Илиодор духовным воспитателем, он рассказывал: «Каждое лето мы с братом проводили в Оптиной, нам давали какие-то детские послушания, мы помогали на просфорне, ещё разливали по бутылочкам масло. Жили в башенке и отец Илиодор нас воспитывал. От отца Илиодора мы буквально не отходили весь день. Именно он давал нам первые молитвенные правила, учил, в какие дни ходить на службы к пяти утра, в какие можно к семи утра, когда сходить искупаться в святом источнике.
Мы общались со старцем, отцом Илием, и он молился о нас. Самое главное, что я помню – старец говорил иногда: «Вот когда вы будете жить в Козельске...».

А я не понимал, как это мы будем жить в Козельске, если мы живем в Кимрах? Но в 1999-м году, когда мне исполнилось пятнадцать, мы действительно переехали в Козельск, чтобы быть ближе к Оптиной. И дальше наша жизнь шла уже под духовным руководством и по благословению отца Илия».
3 / 19 января. † День кончины  архимандрита Мелхиседека III (Сокольникова)

Архимандрит Мелхиседек начинал свою иноческую жизнь во Введенской Оптиной пустыни.



Родился Максим Петрович Сокольников (имя архимандрита Мелхиседека в миру) в 1784 году в г. Болхове, в купеческой семье. Приказчиком у его дяди был Лев Данилович Наголкин, в будущем известный Оптинский старец Лев.

Тринадцатилетний отрок, Максим Сокольников, дал обет посвятить жизнь монашеству. В тайне от родителей, с совета приказчика своего дяди - Льва Наголкина прибыл в Оптинскую обитель в 1796 году, накануне храмового праздника, и прямо пошел в церковь ко всенощной. В это время братия весьма умиленно пели: Блажен муж... Максим заплакал от благоговейного восторга. В Оптиной его духовным наставником стал старец Лев (Наголкин).

В 1808-1810 годах о. Мелхиседек был строителем Белобережской Брянской пустыни Орловской губернии, в 1811-1813 годах - строителем Петропавловской пустыни в г. Раненбурге Рязанской губернии.

С 1813 по 1816 год управлял Троицким Рязанским монастырем, с 1816 по 1821 год - Рыхловским Пустынно-Николаевским монастырем Черниговской епархии.

Последующие 30 лет своей жизни, в 1821-1951 годах, архимандрит Мелхиседек был настоятелем Московского Симонова монастыря. Он сохранял духовные связи с Оптиной пустынью и, случалось, направлял туда желающих поступить к нему в Симонов, среди коих был и родной брат его.

26 марта 1851 года архимандрит Мелхиседек определен настоятелем Воскресенского монастыря. Он управлял обителью менее года, но именно по его инициативе интерьеру храма Рождества Христова, перепланированному в 1810 году, был возвращен первоначальный вид.

Архимандрит Мелхиседек скончался 6 января 1852 года. Погребен в нижнем этаже храма Рождества Христова, в приделе Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.
Пафнутий (Костин) (1866 – 1938), иеромонах, преподобномученик.
В миру Костин Борис Федорович. Родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец благословил его идти в монастырь.
Поступил в Оптину Пустынь и 5 августа 1900 года был пострижен в монашество. 26 июня 1914 года был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8-й бригады Госополчения Московского Военного Округа.
По окончании Первой мировой войны вернулся в обитель и служил в ней до её окончательного закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря поселился в деревне Сосенка Козельского района Калужской области, совершал требы по деревням.
В 1937 году посетил свою родину, вероятно думая остаться здесь до своей кончины – в это время он уже был болен туберкулёзом. Узнав, что за ним следят, и уже сотрудники НКВД приходили и интересовались приехавшим монахом, возвратился в деревню Сосенка. Здесь сильно разболелся и во время болезни 13 декабря 1937 года, был арестован и заключён в камеру предварительного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же в течение четырёх дней были арестованы супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церкви и шесть монахинь и послушниц Шамординского монастыря. Все они обвинялись в том, что, встречаясь в доме супруги арестованного священника и «будучи враждебно настроены к политике советской власти, взаимно договорившись между собой, собирали нелегальные религиозные сборища, куда вовлекали отсталую часть колхозниц и колхозников, распространяли религиозные листовки и проводили контрреволюционную агитацию среди населения...»
Сразу же после ареста следователь допросил отца Пафнутия:
– Следствие располагает свидетельскими показаниями о том, что вы как... монах состояли в контрреволюционной организации, возглавляемой попадьей... проводили по её заданию среди населения контрреволюционную агитацию против советской власти и её мероприятий. Следствие требует дать правдивые показания.
– Виновным себя в этом не признаю, в контрреволюционной организации я не состоял и агитации не вёл.
– Следствие располагает данными о том, что в декабре 1936 года вы проводили контрреволюционную агитацию против переписи населения. Требуем правдивых показаний.
– Виновным в этом себя не признаю...
– Следствие имеет точные данные о том, что вы по заданию попадьи... проводили в декабре 1937 года контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный Совет. Требуем правдивых показаний.
– Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации не признаю и против выборов в Верховный Совет не выступал.
– Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?
– Виновным себя в предъявленном обвинении... не признаю...
16 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение и дело отправлено на рассмотрение внесудебной тройки. Судя по тому, как развивались дальнейшие события, материалы дела были переданы лишь на отца Пафнутия, и 5 января 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Монахини, церковная староста и жена священника, найдя вероятно возможность договориться со следователями, в феврале 1938 года были из-под стражи освобождены.
На рассвете праздника Крещения Господня 1938 года преподобномученик Пафнутий (Костин) был расстрелян. Погребён в общей безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
© Елена Качанова.



Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) – епископ Православной российской церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

Родился 10 (23) января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне – Измалковский район Липецкой области) в семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова и его жены Татьяны Ивановны.

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК И ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

В истории Русской Церкви XIX век явился периодом сложным, противоречивым, но вместе с тем плодотворным. Распространение идей безбожия и рационализма совпало с расцветом монашеской жизни, духовной литературы. Среди наиболее ярких и светлых фигур этой эпохи был святитель Феофан Затворник. Его не менее значимыми современниками и соработниками на ниве духовно-нравственного просвещения народа явились преподобные старцы Оптинские.

Святитель Феофан никогда не бывал в Оптиной Пустыни. Ничего не известно и о личном общении кого-либо из оптинских старцев со святителем. Однако в письмах святителя Феофана более десяти раз упоминается Оптина Пустынь, её прославленные старцы («добрые оптинские старцы», в том числе – преподобные Макарий, Амвросий, Иларион). Особенно святитель Феофан почитал оптинского старца Макария и рекомендовал обращающимся к нему читать изданные письма преподобного Макария. «Благословенны книжки его. Глубокий веет в них дух смирения и навевает его на всякого читающего. Перечитывайте почаще.» – отзывался святитель о письмах оптинского старца. Вообще, святитель Феофан считал, что «монашество цветёт» в Оптиной Пустыни, руководимое «опытными старцами». Одному из епископов он рекомендовал при основании нового монастыря пригласить («пересадить») кого-либо из оптинской братии.

Известны два письма святителя Феофана в Оптину Пустынь, адресованные её настоятелю в 1862 – 1894 гг. преподобному Исаакию I. Первое содержит благодарность за присланные книги оптинского издания. Оптина Пустынь рассылала свои издания аскетического и духовно-нравственного содержания в епархии правящим архиереям и в семинарии.

Второе было направлено уже из Вышенского затвора тому же преподобному Исаакию I, Оптинскому настоятелю. В это время святитель работал над составлением русского «Добротолюбия». Занимаясь переводом слов аввы Исаи Отшельника, святитель столкнулся с большими трудностями в переводе некоторых сложных мест «по невидности мысли, да и вообще не могу похвалиться, – пишет святитель Феофан, – что попадаю на мысли святого аввы».

В опубликованном наследии оптинских старцев Амвросия, Варсонофия и о.Никона, много раз упомянуто имя и творчество святителя Феофана. Показателем отношения преподобного Амвросия к святителю Феофану, является то, что в келии старца находился портрет Вышенского Затворника. Это говорит о глубоком почтении, тем более, что святитель был младшим современником преподобного старца. Амвросий Оптинский в своих письмах ссылается на святителя Феофана. В письмах святителя Феофана и преподобного старца Амвросия прослеживается глубокая духовная связь – одни и те же люди обращались к ним за советом, и Вышенский Затворник и Оптинский старец зачастую знали о советах и рекомендациях друг друга, и с большим уважением и тактом поддерживали у своих корреспондентов доверие к этим духовным наставлениям. Например, святитель Феофан пишет сомневающейся: «О.Амвросий прямой вам дал совет. ...О.Амвросий … советует поспешить». Одна из духовных чад святителя Феофана переслала его письмо старцу Амвросию, и старец впоследствии цитировал из него: «Теория похожа на придворную даму, а практика на медведя в лесу».

Особенно почитали жизненный подвиг и наследия святителя Феофана поздние оптинские старцы преподобный Варсонофий и Никон исповедник. Преподобный Варсонофий в своих беседах с духовными чадами говорил о молчании как добродетели: «Не так давно скончавшийся епископ Феофан так высоко ценил молчание, что в последние годы своей жизни оставил всё и затворился в своей безмолвной келлии. ...Безмолвие доставляло ему высокое утешение, возносило его дух горé».

Стихотворение преподобного старца Варсонофия Оптинского, написанное им на смерть Вышенского Затворника в 1894 году – удивительное, вдохновенное четырёхчастное поэтическое произведение. В первых строках автор говорит о кончине старца Амвросия за два с небольшим года до этого. Далее пишет:
Два года минуло и новая утрата!
И вновь Россия скорбию объята!
И вновь по ней несётся из конца в конец,
Что отошел от нас другой борец;
Ещё иной почил духовный великан,
Столп веры, истины глашатай и ревнитель,
Возлюбленный отец, наставник и учитель, –
Покинул нас великий Феофан.
Прославление в лике святых «вершины» Оптинского старчества преподобного Амвросия и святителя Феофана Затворника произошло одновременно на Юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.



26 января день памяти Елеазара Анзерского, соловецкого святого. Преподобный Елеазар родился в городе Козельске Калужской губернии в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческим подвигам. Рядом находилась Оптина Пустынь, ныне всем известный монастырь, в котором тогда ещё не было старцев – мудрых наставников в духовной жизни. Поэтому юный подвижник отправился на Соловецкие острова.
Здесь он нашел то что искал: суровый климат и почти полное одиночество на необитаемом остове Анзер. Впоследствии рядом с Елеазаром поселились ученики, среди которых был будущий патриарх Никон. В образовавшемся скиту был построен Троицкий храм, а затем на вершине горы Голгофо-Распятский храм, уже в XIX веке. В 1923 году скит поступил в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стал его VI отделением – страшным тифозным изолятором. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных умирать. Сейчас скит восстановлен и стал местом паломничества. В 2018 году там побывала наша группа. В августе 2019 года планируются новые поездки.
В Козельске чтят память земляка. 26 января в день памяти преподобного Елеазара Анзерского – Козельского чудотворца, епископ Козельский и Людиновский Никита совершил всенощное бдение с чтением акафиста Анзерскому чудотворцу и Божественную литургию в Благовещенском храме города Козельска.
27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, в Оптиной пустыни вот уже который год поминают православную писательницу Нину Павлову, крещёную в честь святой равноапостольной Нины.
25 октября 2015 года в день памяти Калужской иконы Божьей Матери, на следующий день после собора Оптинских старцев – отошла ко Господу Нина Александровна Павлова. Не менее пяти раз переиздавалась её книга «Пасха красная» – поведавшая всем нам об убиенных сатанистом оптинских монахах. На двадцатилетие их мученической кончины, в проповеди после панихиды было сказано, что только Господь знает, сколько сотен тысяч людей привела к Господу и Его Святой Церкви эта книга. Без малого 30 лет прожила Нина Александровна близ Оптиной. Ею написано множество прекрасных рассказов: сборники «Михайлов день», «Иди ко мне!», подборки рассказов в разных изданиях, публикации на Православии.ру – широко известны и любимы.
27 октября в храме прп. Илариона Великого монахами Оптиной Пустыни было совершено отпевание Нины Александровны Павловой. Маленький храм не мог вместить всех желающих проститься с духовной дочерью благословенной Оптиной. После отпевания и на кладбище в память о почившей раздавались её книги. Погребена Нина Павлова на Оптинском кладбище близ храма Всех Святых. Надгробное слово произнёс игумен Филипп (Перцев).




14/27 января 1843 года в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни скончался мирною и тихою кончиною на 81-м году от роду иеромонах Иов.



Отец Иов – из тульских оружейников, отличался прямотою характера и ясным взглядом на вещи. В 1813 году он сначала в своем городе Туле поступил в архиерейский дом к преосвященному Амвросию (Протасову), известному даром красноречия, в бытность сего последнего Тульским епископом, и оставался при нем неотлучно до самой его кончины, переходя за этим святителем в разные епархии: Симбирск, Казань, Тверь.

Амвросий (Протасов) в миру Протасов Алексей Иванович, родился в 1762 году в городе Боровске Московской губернии. Обучение начал в Перервинской семинарии, а закончил в Сергиевской лаврской семинарии.
Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому