Оптинский календарь. Декабрь. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Декабрь.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

Освящение храма — это обряд освящения здания, являющийся необходимым условием возможности проведения в нём богослужения — Божественной литургии. Правила освящения восходят к V веку.
Обряд освящения храма по христианскому канону также носит название обновление храма — «потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым». Это относится как ко вновь построенным, так и к отремонтированным и иным образом переделанным местам, которые ранее уже освящались для проведения литургий. Обновление в смысле повторного освящения, может потребоваться и после того, как церковь была осквернена.
30 лет тому назад вечером 1 декабря 1988 года, после 65-летнего перерыва, по благословению наместника Оптиной пустыни (о. Евлогия) была совершена служба на обновление храма Введения Пресвятой Богородицы перед освящением главного престола. Из Троице-Сергиевой лавры привезена рака, в которой ранее почивали мощи свт. Алексия Московского. В обители были сделаны необходимые реставрационные работы, и мощи прп. Амвросия Оптинского, облачённые в его подлинную схиму, ночью со 2-го на 3-е декабря, были переложены в раку. Схима прп. Амвросия передана в Оптину схиархимандритом Макарием (Болотовым) накануне престольного праздника Введения девы Марии во храм.


2 декабря день памяти святителя Филарета Московского

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Александр Пушкин

Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит.
Однажды, «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» наш великий поэт написал эти строки, и неожиданно получил стихотворный ответ от святителя Филарета. Передать этот ответ поэту митрополит попросил свою знакомую генеральшу Елизавету Михайловну Хитрово. «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! Да ведь это в самом деле находка», – пишет Пушкин Хитрово и не медля отвечает самому Филарету.
Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вёл переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал.
Святитель Филарет, как истинный монах и покровитель монастырей, сыграл большую роль в становлении оптинского старчества. Когда первому оптинскому старцу Льву угрожала ссылка на Соловки, за подвиг старчествования, митрополит написал калужскому архиерею, что Лев не является еретиком. Он имел личную встречу со старцем в Москве. Особой любовью митрополита пользовался о.Антоний (Путилов), брат игумена Моисея – поистине святой старец.
В истории Оптиной важной страницей является работа скита по изданию святоотеческих творений. Участие в этом деле Филарета Московского имело решающее значение. Без этого участия оно оказалось бы немыслимо. Он даже лично работал над переводами и Киреевский к нему обращался в трудных случаях.
В то время лучшие интеллектуальные и церковные силы, вопреки светскому модернизму и безумному увлечению всем европейским, пытались вернуть русских людей к идеалам Святой Руси, к «стяжанию Духа Святого», по выражению Серафима Саровского. Центральным лицом в этом деле был св. Филарет.
Предисловием для своей книги «Учение о семейной жизни» св.Филарет взял изречение преп.Амвросия Оптинского: «Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому... не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные.»



Старец Макарий.
3 декабря 1788 г. в имении Железняки вблизи Калуги родился оптинский старец Макарий (Иванов). Его родители Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна часто посещали расположенный неподалеку Лаврентьев монастырь.
Из дома Ивановых открывался прекрасный вид на монастырь и долину реки Яченки. От имения сохранилась липовая аллея и  по-прежнему открывается прекрасный вид. Чуть выше источника когда-то стоял дом, в котором родился старец Макарий.




4 декабря праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Предлагаем вашему вниманию небольшой сюжет о Введенском соборе Оптиной Пустыни.


День рождения преп. Амвросия, старца оптинского.
6 декабря 1812 г.  в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в  семье пономаря  Михаила Федоровича Гренкова родился младенец Александр (будущий старец Амвросий). В этот день в жители собрались на праздник, в доме священника было много гостей, и матушке старца Амвросия – Марфе Николаевне пришлось рожать младенца в бане. Будучи уже в Оптиной, старец шутливо замечал: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».
Действительно, к старцу приезжали тысячи людей со всей страны с разными вопросами, например: как устроить водопровод, за кого выходить замуж, в чём смысл жизни, как ухаживать за индюшками? Вероятно, он отвечал правильно, так как посетителей становилось всё больше и больше. Но главное – это любовь, которой дышал старец.
Перечитайте последние главы «Братьев Карамазовых», они написаны под влиянием Оптиной. На себе Достоевский испытал исцеляющую силу любви старца Амвросия. Писатель находился в глубоком унынии после смерти сына – трёхлетнего Алексея. Из кельи Амвросия он вышел другим человеком – умиротворённым и просветлённым. Самую верную характеристику старцу дал писатель Поселянин: старец Амвросий был мученик любви к людям.



Икона Божией Матери «Знамение».
10 декабря православные отмечают церковный праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».
По древнему преданию икона Божией Матери, именуемая «Знамение», спасла Великий Новгород от объединённых войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Этот образ относят к древнему типу изображений, называемых «Оранта». Такие изображения появились в самом начале истории христианства на стенах катакомб. Воздетые руки Оранты стали символом молитвы Богородицы за весь род человеческий.
Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были её списки. Молитва перед ней спасала от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также способствовала примирению враждующих.
Этот образ особо почитался в Оптинском монастыре. В «старой» Оптиной икона «Знамение» была написана на восточной стене святых врат скита (сейчас обновлена). В летописи обновлённой Оптиной икону «Знамение», подаренную пожелавшим остаться неизвестным благотворителем, поместили в восстановленный после музейных экспозиций советского времени Предтеченский храм. Летопись «новой» Оптиной сообщает: «10 декабря 1988 года, в самый день праздника на иконе стала обильно появляться благодатная роса. Довольно большой образ (больше обычной аналойной иконы) «Знамения», масляная живопись 2-й половины 19-го века. Очень скромная по своим художественным достоинствам икона, но написанная с глубоким благоговейным чувством и редкой мягкостью и теплотой. Благодатная роса на иконе стала появляться после чтения акафиста перед началом литургии и продолжала источать капли маслянистой влаги во время совершения службы. Во время братской трапезы отец наместник объявил о совершившемся чуде».




Преподобномученик Рафаил (Тюпин) 1866 – 11.12.1937.
…Отец Рафаил был вызван на допрос относительно происшедшего чуда. «В отношении исцеления, — сказал он, — то я говорил и говорю, что не я исцелил, а Иисус Христос исцелил. Я только Его служитель. Происходило так: недели две тому ко мне в церковь пришла во время службы жена одна с мужем… которую до причастия вели семь человек, и она кричала на все лады, и молящиеся, которые были в церкви заплакали… и просили меня помочь этой женщине, я им только сказал — молитесь, верующие, и Господь поможет… я её раза три отчитывал, ей легче стало… Верующие долго молились, и когда этой женщине легче стало, она уже сама подошла к причастию… Заданий я ни от кого не получал, чтобы это исцеление состроить, а что было, я сказал и больше ничего не знаю… В чём-либо виновным себя не признаю. Я есть служитель храма, у меня на это призвание и от этого я не уйду…»
Преподобномученик Рафаил родился в 1886 году в селе Юрты Орловской губернии в семье крестьянина Георгия Тюпина и в крещении был наречен Борисом. В 1912 году он поступил в Козельскую Введенскую Оптину пустынь и исполнял здесь послушание повара.
Первый раз иеромонах Рафаил был арестован 14 апреля 1932 года и заключён в тюрьму в городе Серпухове. По обыкновению в качестве свидетелей были вызваны представители местной власти — секретарь Шараповского сельсовета и председатель колхоза, которые показали, что приехавший в Шарапово священник «сколотил в приходе определённую группу лиц, расставил силы настолько хитро и умно, чтобы личной агитации не было заметно». За недоказанностью совершённого был освобождён. Аресты следовали… Последний арест – 29 ноября 1937 года. Выписка из протокола: «…арестовали 29 ноября. Допросили 2 декабря. Вынесли приговор 9 декабря. Расстреляли через три дня.»
В такие короткие сроки решилась земная судьба праведника.



14 декабря день именин свт. Филарета Московского и свт. Филарета Киевского. В Оптиной Пустыни в этот день всегда служилась божественная литургия, на которой поминались оба иерарха.
Митр. Филарет Московский оказал высокое покровительство оптинскому книгоизданию, начатому старцем Макарием. В 1832 митрополит принял старца в Москве с большим почтением. Святоотеческие книги, изданные Оптиной Пустынью, распространялись по монастырям и духовным школам. «Всё монашество обязано благодарностию этому архипастырю за издание отеческих книг», – пишет Игнатий Брянчанинов. Любопытно, что после закрытия Оптиной Пустыни большевиками, некоторое время издательство оптинских книг ещё осуществлялось.
Митр. Филарет Киевский является основателем скита Оптиной Пустыни. Он лично утвердил план строительства скита. Скит был устроен в 360 метрах к востоку от обители. Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители. При скитском храме была скромная келья, в которой митрополит хотел закончить свою жизнь. Когда в Оптинском скиту ему пытались оказывать архиерейские почести, он возражал: «Митрополит я там – в другом месте, а здесь, в ските, просто инок». 20 мая 1842 года святитель Филарет, уже будучи Киевским митрополитом, в последний раз посетил Оптину пустынь.



15 декабря 1843 года в Оптину пустынь прибыл сын священника Иван Владимиров (иеромонах Иннокентий, в схиме Иов).
По окончании курса семинарских наук служил он диаконом в селе Воскресенское Московской епархии Коломенского уезда; но, овдовев, в 1824 году определил оставшуюся малолетнюю дочь свою Агриппину в одно из отделений Московского воспитательного дома для призрения сирот духовного звания, а сам, следуя влечению сердца своего, вступил в Московский Андрониев монастырь. Там пострижен был в монашество, наименован Иннокентием и посвящён в иеромонаха. В течение 19-летнего его пребывания в Андрониевом монастыре на него возлагались разные должности. Он исполнял должность казначея, заведовал монастырской в городе часовней, был часто посылаем для служения в домовых городских церквах.
Как любитель безмолвия, тяготясь молвою городской жизни, помышлял он о водворении себя в одной из пустынных обителей и просил, чтобы уволили его из штатного монастыря. Промысл Божий указал ему тихое пристанище в Оптиной пустыни.
Водворясь с благословения настоятеля обители в устроенном при ней ските, прожил в оном неисходно более 17 лет, до самой своей блаженной кончины.
Здесь он с редким постоянством и терпением отсекал все поводы, служившие к нарушению любимого им безмолвия, не только внутреннего, но и внешнего. Например, во все своё пребывание в скиту он почти никого не принимал в свою келлию. Многие из скитских братий, жившие в скиту по несколько лет, впервые переступили порог келлии безмолвнолюбивого старца лишь перед самой его кончиной.
Не любил он и бесполезных разговоров и потому старался избегать встреч не только с посторонними, но и с братиями. Единственным его собеседником и сотаинником был сосед по келлии, мантийный монах, страдавший от болезни ног, отец Макарий (Грузинов), один из учеников покойного старца иеросхимонаха Льва.
Отец Иннокентий имел замечательный дар произносить поучения. Впрочем, он не вдруг решился употребить этот дар в дело, а из опасения поработиться тщеславию. Он объяснил это опасение жившему тогда в скиту игумену Варлааму и получил от него такой ответ: «Имей в виду не тщеславие, а пользу слушателей, и Бог покроет тебя первого». С тех пор отец Иннокентий старался по возможности неопустительно своим даром служить Господу Богу, сказывая в церкви к народу поучения.
Между тем одновременно с отцом Иннокентием живший в скиту монах Иоанникий, человек с открытым и твёрдым характером, по временам смирял его.
Идёт, бывало, отец Иннокентий в монастырь говорить поучение, а отец Иоанникий встретит его на дорожке у скитских ворот и начнет ему напевать: «Что? Что? Куда идёшь? Думаешь, что без тебя-то уж там и почитать некому?». Смиренный отец Иннокентий, не отвечая ему ни слова, протрётся мимо него боком и уйдёт. Впрочем, отец Иннокентий нисколько не оскорблялся на отца Иоанникия за его замечания. Когда последний перешёл на жительство в Калужскую Тихонову пустынь, отец Иннокентий, обратясь как-то к Старцу Амвросию, сказал: «Врач-то, врач-то наш уехал!» Так проповедник слова Божия смотрел на замечания своего собрата как на врачевство духовное против тщеславия.
Общее всех братий уважение к отцу Иннокентию за его скромность и любовь к уединенной жизни завершилось тем, что одновременно живший с ним в скиту, почитаемый Старец Макарий избрал его своим духовным отцом.



Память святой великомученицы Варвары, принявшей муки и смерть за Христа в IV веке, празднуется 17-го декабря. И в этот самый день, в 1995 году, Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения (РВНС). В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, ныне почивший Патриарх Алексий II передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Её образ теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России. Слава Богу!
В 2016 году епископ Козельский и Людиновский совершил освящение домового храма на территории 28-й Козельской дивизии РВСН, названного в честь великомученицы Варвары, преподнеся ему в дар икону преподобного Серафима Саровского и проведя Божественную литургию в сослужении с оптинскими отцами, которые более 20 лет окормляют военнослужащих дивизии. Для солдат и офицеров дивизии это стало по настоящему историческим событием, приуроченным к годовщине Ракетных войск стратегического назначения.
Изначально в здании 1936 года постройки в расположении Козельской ракетной дивизии была библиотека, затем молитвенная комната. Название храма было выбрано не случайно. Великомученица Варвара – небесная покровительница ракетчиков. Теперь, с помощью Строительно-реставрационной компании «Искон», новоосвящённый храм венчают и главка и восьмиконечный крест, облицованные нержавеющей сталью с покрытием под «золото». Получивший традиционные элементы наружного убранства храм стал для военнослужащих тем самым местом, куда можно прийти со своими бедами и радостями для душевного утешения и подкрепления.
Варваре Великомученице возносят молитвы от внезапной смерти те, кто боится умереть без покаяния: шахтёры, горняки, военные, моряки.
Святая великомученица Варвара! Избавь нас от всяких болезней душевных и телесных и врагов видимых и невидимых, и от вечного мучения сохрани.



В декабре 1907 года на память святителя Амвросия Медиоланского (день Ангела старца Амвросия Оптинского 20 декабря) в Оптину пустынь прибыли и были приняты в скитскую братию двое юношей – Иван и Николай Беляевы.
Николай не скрыл от игумена Варсонофия, принимавшего их, свои сомнения об искушениях и скорбях монашеской жизни. В связи с этим о. Варсонофий сказал: «Сам старец Амвросий благословляет вас на иноческий путь» и напомнил напутствие старца Амвросия: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».
Иван Беляев не прижился в монастыре, вскоре вышел в мир и женился. А Николай – это будущий иеромонах-старец (хотя и не старых лет) преподобный Никон, верное чадо старца Варсонофия. Спустя год о. Никон записал в дневнике: «Ныне тот благословенный день, день радости, и радости нечаянной… Прошёл уже год с того дня, в который совершилось чудо милосердия Божия. Быть может, пройдут десятки лет, аще Господь соизволит, а я не забуду тот день, ибо его нельзя забывать.»



Псалом 38

Я сказал, буду верен словам до конца
Посмотрю за своим непутевым житьем.
И невольно прибавил на все что слегка
Отвечать стану я молчаливым кивком.

Я немым оказался на людной земле,
Безсловесно смотрел на распятье Добра
И раздумья одни воцарились в душе
И безумная скорбь одолена меня.

Запылало отчаяньем сердце мое
Загорелися мысли незримым огнем
И тогда в поднебесье я поднял лицо
Говорить начиная другим языком:

Подскажи мне, Владыка, кончину мою,
Приоткрой и число уготованных дней,
Может я устрашусь оттого что живу,
И никто не осилит боязни моей.

Приоткрой и потом от меня отойди,
Чтобы в скорби земной возмужала душа,
Чтобы я укрепился на Крестном пути,
Прежде чем отойду и не будет меня.

23 декабря день рождения иеромонаха Василия (Рослякова)
Из автобиографии: «Я, Росляков Игорь Иванович, родился 23 декабря 1960 года в Москве. …». Он учился в московской школе, а по окончании школы – в МГУ на факультете журналистики. В составе университетской ватерпольной команды выступал на всесоюзных и международных соревнованиях.
Лучше всего Игоря в то время характеризует его собственное заключение: «Если я в день час-другой не побуду один, то чувствую себя глубоко несчастным.»
В октябре 1988 он поступает в Оптину пустынь, через полгода одет в подрясник, а спустя 9 месяцев в Оптиной рождается рясофорный монах с новым именем: Игоря облекают во иночество в честь свт. Василия Великого. И стремительно – рукоположение во иеродьякона, пострижение в мантию в честь св. Василия блж., Московского чуд., рукоположение во иеромонаха… .
А следом ПАСХА! Пасха Красная 18 апреля 1993 года: иеромонах Василий с иноками Трофимом и Ферапонтом принимают мученическую кончину.
«Это был красивый человек во всех отношениях, и я лишь любовался им, – вспоминал иеромонах Даниил, – Он по-монашески любил уединение…  Духовно он был выше всех нас. Но эта духовность была особенная – очень искренняя и по-детски светлая, без тени ханжества или лжи. Он был монахом из СТАРОЙ ОПТИНОЙ».



Знаменитый оптинский старец иеромонах Амвросий, обладавший при жизни даром прозорливости и после преставления канонизированный Русской Православной Церковью, в одном из своих писем к духовным чадам упоминает о труднообъяснимом для атеистов чуде, свидетелем которого стал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Последний, как и многие другие русские литераторы и философы (Достоевский, братья Киреевские, Константин Леонтьев, Сергей Нилус, Лев Толстой и т.д.), часто посещал Оптину пустынь — обитель, являющуюся одним из главных духовных центров России, где писатель имел своего духовного отца.
Будучи в очередной раз в Оптиной, Николай Васильевич рассказал своему духовнику и всей монашествующей братии о чудесном явлении, которое произошло на его глазах во время заграничного путешествия.
Случилось оно при паломничестве его к святым мощам угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского — того самого святого, который был дружен со знаменитым святителем Николаем, Чудотворцем Мирликийским, всегда особенно горячо почитавшимся на Руси под именем Николай Угодник, и вместе с ним (равно как и с другими ревнителями Православия) отстоял в свое время чистоту учения в борьбе с сотрясшей тогда Церковь ересью священника Ария на Первом Вселенском Соборе в 325 года по Рождеству Христову. В отличие от мощей Николая Угодника, покоящихся ныне в итальянском городе Бари и источающих благоуханное миро, мощи святого Спиридона Тримифунтского обладают совершенно уникальными свойствами: мало того, что они остаются нетленными на протяжении целых столетий, они еще к тому же продолжают сохранять и мягкость, свойственную обычному живому человеческому телу.
В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение святому, верующие, как, это заведено каждый год 12 (25 по новому стилю) декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладываются к ним. Однако на этот раз среди них находился некий английский путешественник, естественно, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех… медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому «идейному» наследнику апостола Фомы, прозванного «неверующим»: на, мол, дружок, поищи-ка «свои» надрезы! Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души.
Слово преподобного Никона оптинского за всенощным бдением святителю Спиридонию Тримифунтскому в 1926 году.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня, в день праздника святителя Спиридония Тримифунтского, призываю вас всех усердно помолиться угоднику Божию, потому что, по верованию Святой Православной Церкви, ему дана особая благодать помогать людям, находящимся в трудном положении.
Весьма часто мне приходится слышать от людей: что мне делать? Как быть? Куда прибегнуть? – и изнемогает ум, и теряются силы у человека, находящегося в трудном положении. И вот когда недостаёт силы терпеть находящую скорбь, когда человеческие силы не могут помочь человеку, мы должны обратиться с усерднейшей молитвой к Господу Богу, а не искать утешения у человека, ибо «суетно спасение человеческо», и Божественная помощь придёт и поможет нам. Если же будем надеяться на свой ум, на людей, на средства мира сего, то обязательно будем обмануты. Кто же надеется на мир, тот всегда бывает обманут, ибо мир обещает злато, а даёт блато, т. е. в болото сажает, обещает наслаждение – приносит печаль, - поэтому не следует прельщаться утешениями мира сего. Будем же истинными христианами, будем искать помощи Божественной – и тогда не будем обмануты, а благодать и помощь Божественная придёт к нам, поможет нам и утешит нас. Аминь.



Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому