Оптинский календарь. Декабрь. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Декабрь.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

Освящение храма — это обряд освящения здания, являющийся необходимым условием возможности проведения в нём богослужения — Божественной литургии. Правила освящения восходят к V веку.
Обряд освящения храма по христианскому канону также носит название обновление храма — «потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым». Это относится как ко вновь построенным, так и к отремонтированным и иным образом переделанным местам, которые ранее уже освящались для проведения литургий. Обновление в смысле повторного освящения, может потребоваться и после того, как церковь была осквернена.
30 лет тому назад вечером 1 декабря 1988 года, после 65-летнего перерыва, по благословению наместника Оптиной пустыни (о. Евлогия) была совершена служба на обновление храма Введения Пресвятой Богородицы перед освящением главного престола. Из Троице-Сергиевой лавры привезена рака, в которой ранее почивали мощи свт. Алексия Московского. В обители были сделаны необходимые реставрационные работы, и мощи прп. Амвросия Оптинского, облачённые в его подлинную схиму, ночью со 2-го на 3-е декабря, были переложены в раку. Схима прп. Амвросия передана в Оптину схиархимандритом Макарием (Болотовым) накануне престольного праздника Введения девы Марии во храм.


Старец Макарий.
3 декабря 1788 г. в имении Железняки вблизи Калуги родился оптинский старец Макарий (Иванов). Его родители Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна часто посещали расположенный неподалеку Лаврентьев монастырь.
Из дома Ивановых открывался прекрасный вид на монастырь и долину реки Яченки. От имения сохранилась липовая аллея и  по-прежнему открывается прекрасный вид. Чуть выше источника когда-то стоял дом, в котором родился старец Макарий.




День рождения преп. Амвросия, старца оптинского.
6 декабря 1812 г.  в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в  семье пономаря  Михаила Федоровича Гренкова родился младенец Александр (будущий старец Амвросий). В этот день в жители собрались на праздник, в доме священника было много гостей, и матушке старца Амвросия – Марфе Николаевне пришлось рожать младенца в бане. Будучи уже в Оптиной, старец шутливо замечал: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».
Действительно, к старцу приезжали тысячи людей со всей страны с разными вопросами, например: как устроить водопровод, за кого выходить замуж, в чём смысл жизни, как ухаживать за индюшками? Вероятно, он отвечал правильно, так как посетителей становилось всё больше и больше. Но главное – это любовь, которой дышал старец.
Перечитайте последние главы «Братьев Карамазовых», они написаны под влиянием Оптиной. На себе Достоевский испытал исцеляющую силу любви старца Амвросия. Писатель находился в глубоком унынии после смерти сына – трёхлетнего Алексея. Из кельи Амвросия он вышел другим человеком – умиротворённым и просветлённым. Самую верную характеристику старцу дал писатель Поселянин: старец Амвросий был мученик любви к людям.



14 декабря день именин свт. Филарета Московского и свт. Филарета Киевского. В Оптиной Пустыни в этот день всегда служилась божественная литургия, на которой поминались оба иерарха.
Митр. Филарет Московский оказал высокое покровительство оптинскому книгоизданию, начатому старцем Макарием. В 1832 митрополит принял старца в Москве с большим почтением. Святоотеческие книги, изданные Оптиной Пустынью, распространялись по монастырям и духовным школам. «Всё монашество обязано благодарностию этому архипастырю за издание отеческих книг», – пишет Игнатий Брянчанинов. Любопытно, что после закрытия Оптиной Пустыни большевиками, некоторое время издательство оптинских книг ещё осуществлялось.
Митр. Филарет Киевский является основателем скита Оптиной Пустыни. Он лично утвердил план строительства скита. Скит был устроен в 360 метрах к востоку от обители. Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители. При скитском храме была скромная келья, в которой митрополит хотел закончить свою жизнь. Когда в Оптинском скиту ему пытались оказывать архиерейские почести, он возражал: «Митрополит я там – в другом месте, а здесь, в ските, просто инок». 20 мая 1842 года святитель Филарет, уже будучи Киевским митрополитом, в последний раз посетил Оптину пустынь.



Память святой великомученицы Варвары, принявшей муки и смерть за Христа в IV веке, празднуется 17-го декабря. И в этот самый день, в 1995 году, Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения (РВНС). В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, ныне почивший Патриарх Алексий II передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Её образ теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России. Слава Богу!
В 2016 году епископ Козельский и Людиновский совершил освящение домового храма на территории 28-й Козельской дивизии РВСН, названного в честь великомученицы Варвары, преподнеся ему в дар икону преподобного Серафима Саровского и проведя Божественную литургию в сослужении с оптинскими отцами, которые более 20 лет окормляют военнослужащих дивизии. Для солдат и офицеров дивизии это стало по настоящему историческим событием, приуроченным к годовщине Ракетных войск стратегического назначения.
Изначально в здании 1936 года постройки в расположении Козельской ракетной дивизии была библиотека, затем молитвенная комната. Название храма было выбрано не случайно. Великомученица Варвара – небесная покровительница ракетчиков. Теперь, с помощью Строительно-реставрационной компании «Искон», новоосвящённый храм венчают и главка и восьмиконечный крест, облицованные нержавеющей сталью с покрытием под «золото». Получивший традиционные элементы наружного убранства храм стал для военнослужащих тем самым местом, куда можно прийти со своими бедами и радостями для душевного утешения и подкрепления.
Варваре Великомученице возносят молитвы от внезапной смерти те, кто боится умереть без покаяния: шахтёры, горняки, военные, моряки.
Святая великомученица Варвара! Избавь нас от всяких болезней душевных и телесных и врагов видимых и невидимых, и от вечного мучения сохрани.



В декабре 1907 года на память святителя Амвросия Медиоланского (день Ангела старца Амвросия Оптинского 20 декабря) в Оптину пустынь прибыли и были приняты в скитскую братию двое юношей – Иван и Николай Беляевы.
Николай не скрыл от игумена Варсонофия, принимавшего их, свои сомнения об искушениях и скорбях монашеской жизни. В связи с этим о. Варсонофий сказал: «Сам старец Амвросий благословляет вас на иноческий путь» и напомнил напутствие старца Амвросия: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».
Иван Беляев не прижился в монастыре, вскоре вышел в мир и женился. А Николай – это будущий иеромонах-старец (хотя и не старых лет) преподобный Никон, верное чадо старца Варсонофия. Спустя год о. Никон записал в дневнике: «Ныне тот благословенный день, день радости, и радости нечаянной… Прошёл уже год с того дня, в который совершилось чудо милосердия Божия. Быть может, пройдут десятки лет, аще Господь соизволит, а я не забуду тот день, ибо его нельзя забывать.»



Псалом 38

Я сказал, буду верен словам до конца
Посмотрю за своим непутевым житьем.
И невольно прибавил на все что слегка
Отвечать стану я молчаливым кивком.

Я немым оказался на людной земле,
Безсловесно смотрел на распятье Добра
И раздумья одни воцарились в душе
И безумная скорбь одолена меня.

Запылало отчаяньем сердце мое
Загорелися мысли незримым огнем
И тогда в поднебесье я поднял лицо
Говорить начиная другим языком:

Подскажи мне, Владыка, кончину мою,
Приоткрой и число уготованных дней,
Может я устрашусь оттого что живу,
И никто не осилит боязни моей.

Приоткрой и потом от меня отойди,
Чтобы в скорби земной возмужала душа,
Чтобы я укрепился на Крестном пути,
Прежде чем отойду и не будет меня.

23 декабря день рождения иеромонаха Василия (Рослякова)
Из автобиографии: «Я, Росляков Игорь Иванович, родился 23 декабря 1960 года в Москве. …». Он учился в московской школе, а по окончании школы – в МГУ на факультете журналистики. В составе университетской ватерпольной команды выступал на всесоюзных и международных соревнованиях.
Лучше всего Игоря в то время характеризует его собственное заключение: «Если я в день час-другой не побуду один, то чувствую себя глубоко несчастным.»
В октябре 1988 он поступает в Оптину пустынь, через полгода одет в подрясник, а спустя 9 месяцев в Оптиной рождается рясофорный монах с новым именем: Игоря облекают во иночество в честь свт. Василия Великого. И стремительно – рукоположение во иеродьякона, пострижение в мантию в честь св. Василия блж., Московского чуд., рукоположение во иеромонаха… .
А следом ПАСХА! Пасха Красная 18 апреля 1993 года: иеромонах Василий с иноками Трофимом и Ферапонтом принимают мученическую кончину.
«Это был красивый человек во всех отношениях, и я лишь любовался им, – вспоминал иеромонах Даниил, – Он по-монашески любил уединение…  Духовно он был выше всех нас. Но эта духовность была особенная – очень искренняя и по-детски светлая, без тени ханжества или лжи. Он был монахом из СТАРОЙ ОПТИНОЙ».



Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому