Оптинский календарь. Октябрь. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Октябрь.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

1 октября память преподобного Илариона Оптинского.
Честные мощи его покоятся во Владимирском храме-усыпальнице.
За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.
Одним из многих духовных даров Старца был дар исцеления душевных и телесных недугов, которым наделил Господь всех преподобных оптинских старцев. Различные причины этих болезней Старец Иларион распознавал не только через расспросы страждущих, но и иными, одному ему ведомыми путями, и выносил свое заключение. Непримиримая вражда, раздоры семейные, тяжкие нераскаянные грехи чаще всего были причинами заболеваний, а потому и врачевал старец болящих, при помощи Божией, благодатию Таинства Покаяния, на дом же давал им богоявленскую воду, артос и масло от лампадок, горевших на могилках почивших преподобных старцев Льва и Макария.
Дар Старца исцеления душевных и телесных недугов наиболее зримо проявлялся именно тогда, когда оба рода недугов были взаимосвязаны; заболевание возникало, как сейчас говорят, «на нервной почве», и, наконец, само это нервно-душевное расстройство являлось последствием уклонения от воли Божией и заповедей Его. Здесь проявлялось дарование преподобного Илариона узнавать истинную духовную причину болезни.
Много приводили к старцу страдающих нервными и душевными болезнями, которых обычно называют порчеными. Старец о.Иларион был твердо убеждён, что полное искреннее покаяние, всепрощение обидевших и примирение со враждующими есть лучшее лекарство от недугов душевных. Старец указывал больным не мнимую, а действительно найденную им причину их болезни и приводил к сознанию, раскаянию и сокрушению о своих грехах. Если больные указывали на кого-либо как на причину своей болезни, что часто бывало с нервными больными, то о.Иларион советовал испросить у того лица прощения, если оно живо, если же скончалось, то примириться с ним, отслужив на его могиле панихиду о его упокоении, подавать о поминовении на проскомидиях и дома за него молиться.



4 октября.
Удивительным образом сохранилось письмо от 4 октября 1905 года оптинского иеромонаха Алексея Виноградова, в котором он перечисляет свои живописные работы для монастыря. Это две фрески в трапезной: «Христос укрощает бурю на Тевериадском озере» и «Вечеря Навуходоносора и Валтасара». Обе фрески сохранились. Были ещё росписи в храме Марии Египетской, но до нашего времени они не дошли.
Иеромонах Алексей Виноградов фигура в истории Оптиной Пустыни трагическая.
В 1859 – 1867 годах он учился в Петербургской духовной семинарии. Помимо духовных предметов он ещё серьёзно занимался рисованием, увлекаясь изображением древних русских церквей. Практически одним из первых русских учёных Виноградов обратил внимание на исчезновение памятников деревянного зодчества в связи с их обветшанием, предложив создать коллекцию видов, планов и чертежей исчезающих шедевров. Им было написано учебное пособие для подготовки реставраторов, подготовлен курс публичных лекций для привлечения к этой проблеме общественного мнения. Однако поддержки Виноградов так и не получил. В 1879 году А.Н.Виноградов перенёс первый приступ тяжёлой болезни, определившей в конечном счёте его трагическую судьбу. Оправившись от потрясения, он снова приступил к работе, на этот раз в области востоковедения. Такой необычный, на первый взгляд, переход, пожалуй, объясняет одно из его ранних высказываний: «Археология для меня... немыслима без истории искусства, религии, литературы, нравов и обычаев не одного народа русского, но в связи и в сравнении с культурой и цивилизацией других народов». Бывший русист переходит к изучению «восточных воззрений, важных в уразумении культурного развития русского народа в связи с восточными». Исследование Востока становится делом его жизни..
В 1880 году А.И.Виноградов принимает решение отправиться в Российскую Духовную миссию в Пекине в качестве миссионера. Он принял постриг под именем Алексия и был рукоположен в сан иеромонаха.
В 1881 году он прибыл в Пекин, где с помощью православных китайцев, переводчиков и учеников миссии около двух лет изучал китайский язык. Три года спустя Алексий, известный среди китайцев как А Шэн-Фуин (отец Алексий), настолько овладел иероглификой, что участвовал в переводе православных церковно-служебных книг на китайский язык. За это Синод в 1884 году преподал ему Благословение и определил его «старшим лицом» после начальника миссии. Алексий соорудил в Пекине церковь для обращения местных жителей. Но не забывал он и о науке.
В 1886 году отец Алексий публикует первую китаеведческую работу «Исторический очерк западных христианских миссий в Китае», чтобы помочь миссионерам освоить опыт католических орденов, уже давно действовавших в «Срединной империи». По мнению Алексия, миссионер должен в совершенстве владеть разговорным и литературным китайским языком (включая диалекты), быть сведущим в европейских языках, а также в маньчжурском, монгольском, тибетском. Особое внимание Алексий уделяет иероглифике, изумляясь «живучести» китайского языка.
В 1897 году Алексию пришлось навсегда покинуть Китай. Тяжелейший психический срыв привёл к длительной болезни. Синод отправил Алексия в знаменитую Оптину пустынь, где он пробыл до конца своих дней. Находясь в Оптиной уже психически больным он пытался снять сан, был запрещён в священнослужении, но в 1916 году по просьбе настоятеля монастыря, архимандрита Исаакия запрещение было снято. Умер, вероятно, от голода и холода в разорённой большевиками обители.




• В «ЖИЗНЕОПИСАНИЯХ ПОЧИВШИХ СКИТЯН» ЧИТАЕМ:
« … В СУББОТУ 23-ГО ЧИСЛА (23 СЕНТЯБРЯ/6 ОКТЯБРЯ) ПОСЛЕ СКИТСКОЙ ОБЕДНИ В ДЕВЯТОМ ЧАСУ УТРА МИРНО ПОЧИЛ О ГОСПОДЕ НА 65-М ГОДУ ОТ РОДУ, А 25-ГО ПОХОРОНЕН НА КЛАДБИЩЕ ПОДЛЕ ВОДРУЖЁННОГО КРЕСТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ НА НЁМ РАСПЯТОГО ГОСПОДА О. ИЛАРИЙ … »
ЗВАЛИ В МИРУ ИЕРОМОНАХА ИЛАРИЯ ОЧЕНЬ ПРОСТО – ИВАН ИВАНОВИЧ ГУРЬЯНОВ-ЧЕРВЯЧКОВ. В СКИТСКОМ ЖИЗНЕОПИСАНИИ СКАЗАНО, ЧТО ПРОИСХОДИЛ ОН ИЗ «КОЗЕЛЬСКИХ КУПЦОВ». Удивительно, но дом, в котором жил Иван Иванович сохранился в Козельске, и в нём располагался краеведческий музей до перевода экспозиции в новое здание.
• В оптинский скит Иван Иванович поступил в начале 1840-х годов, после кончины Старца Льва. По первости, как и для всех новоначальных, были даны ему послушания общие: два года был он в скиту братским поваром. Лишь после этого указом Калужской духовной консистории определён Иван Иванович в число скитского братства.
И вот тогда-то оказывается он рядом с выдающимся преемником основоположника духоносного оптинского старчества (Старца Льва) – рядом со Старцем Макарием (Ивановым).
• О той поре жизни бывшего козельского купца повествует скитской жизнеописатель: «Из кухни он взят был в келейники к Старцу батюшке о.Макарию.
Когда же Старцем Макарием было ему сказано, что он должен оставить келейное послушание, он испросил у Старца благословение взять для своих потребностей несколько полотенец и другого мелкого белья, чего у Старца от усердствовавших благотворителей» было в запасе с избытком. Старец позволил взять сколько угодно и иеромонах Иларий набрал по желанию своему белья не только достаточное количество, но безмерно, так что с трудом смог перенести в свою келью.
• Келья была определена ему на пасеке. В первую же ночь пребывания его в новой келье, когда он с прочими скитянами ушёл на утреннее правило в соборную келью при скитской церкви, забрались к нему воры и всё у него украли.
Это ещё нам один урок из подвижнического опыта скитян! Уж коли уходишь из мира «работати Господеви», – оставь за монастырской (тем более за скитской, отшельнической!) оградой свой былой купеческий размах, довольствуйся малым, не копи про запас богатство тленное, даже если оно и состоит из таких бытовых мелочей как полотенца и прочее.
Так что вор-лихоимец оказался тем самым врачующим «пластырем», который вытягивает из отягчённой стяжанием души её пристрастия.




Буду молиться о вас неустанно.
12 октября 1997 года в Караганде были обретены мощи преподобноисповедника Севастиана (Фомина).
Это был удивительный человек. Он принимал людей будучи оптинским послушником Стефаном, потом дьяконом и приобрел известность ещё до первой мировой войны. Сам преподобный о. Нектарий, Старец Оптинский (его духовник), говорил своим посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив».
Сердце батюшки Севастиана было необычайно чуткое и жалостливое. Когда умер его первый духовный наставник старец Иосиф, его это так потрясло, что у него сделался парез пищевода. Так это и осталось с ним на всю жизнь. Всю жизнь он мог есть только жидкую супообразную пищу.
Великая любовь привела его к тому, что он принял на себя бремя старчества в исключительно трудное время. Ведь помимо школы старчества преподобным Севастианом была пройдена еще «духовная академия Карлага», где он провел в заключении шесть лет.
Трудно вообразить, что довелось старцу видеть в заключении, сколько горя он видел вокруг, сколько смертей, какой кровью сострадания обливалось его чуткое сердце.
Можно лишь догадываться, как тяжело ему приходилось в лагере, когда кормили селедкой и не давали воды.
После освобождения из заключения остался жить в Караганде.
Шло время. Жители Караганды, узнав об о. Севастиане, стали приглашать его в свои дома. Разрешения на совершение треб не было, но батюшка ходил безотказно. Народ в Караганде был верный - молчали даже дети.
Почти ежедневно вставал он в три часа утра и шел со своими послушницами по пустынным улицам Караганды служить Литургию. Окна в доме, где проходило богослужение, плотно завешивались одеялами.
Перед блаженной кончиной о.Севастиан принял постриг в великую схиму.
Замечательны слова батюшки, сказанные им незадолго до кончины. После окончания Литургии он надел мантию, клобук и вышел прощаться с народом: «Прощайте, дорогие мои, ухожу я уже. Простите меня, если чем огорчил кого из вас. .. Жаль, жаль мне вас. Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую: любите друг друга… Если послушаете меня, а я так вас прошу об этом, будете моими чадами. Я - недостойный и грешный, но много любви и милости у Господа. На Него уповаю. И если удостоит меня Господь светлой Своей обители, буду молиться о вас неустанно. И скажу: «Господи, Господи! Я ведь не один, со мною чада мои. Не могу я войти без них, не могу один находиться в светлой Твоей обители. Они мне поручены Тобою»… И потом тихо, еле слышно: «Я без них не могу». Сказал, хотел поклониться, но не смог, только наклонил голову.




14 октябряПокров Пресвятой Богородицы, которая является защитницей рода человеческого. В этот день отмечает престольный праздник один из храмов подворья Оптиной Пустыни в Москве – Покровский. История создания этого храма по-своему уникальна. От возникновения идеи строительства до его освящения прошло 15 лет. За это время на месте пустыря с гаражами был возведен прекрасный храм в лучших традициях византийской архитектуры, украшенный великолепными мозаиками. Поражает даже не столько красота этой церкви, сколько настойчивость и вдохновение его создателей. Восемь лет ушло только на согласование документов. Пришлось преодолеть непреодолимое: бюрократические препоны московских чиновников. Сто раз можно было всё бросить и отступить. Благословение на созидание новой святыни в первопрестольном граде было дано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2006 году им был подписан указ о назначении настоятелем строящегося храма игумена (ныне архимандрита) Мелхиседека (Артюхина). На следующем этапе нужно было найти средства для осуществления грандиозного проекта. Олигархи не выстроились в очередь, чтобы оказать финансовую поддержку. И тогда обратились к простым москвичам.
Издавна на Руси все благие дела совершались не в одиночку, а сообща, всем миром. Традиционно особой формой благотворительности были пожертвования «на кирпичик». Так, по кирпичику, начали возводиться стены Покровского храма. Благодаря этому проекту около полумиллиона людей смогло принять участие в деле созидания храма. Многие прихожане строящегося храма приходили в свободное время и безвозмездно принимали участие в его украшении. Так в подклете была организована мозаичная мастерская, в которой трудились программисты, педагоги, пенсионеры…
В цокольном этаже Покровского храма создан уникальный архитектурный проект «Икона Святой Земли». В одном месте собраны точные копии пяти величайших святынь христианства: Вифлеемской звезды, Голгофского креста, Камня Помазания, Гроба Господня, Гробницы Богородицы, а также копии Колонны Благодатного огня и каменного водоноса из Каны Галилейской.
В основание каждой из святынь торжественным чином заложены памятные капсулы с именами свыше полумиллиона жертвователей, принявших участие в проекте. И столько, сколько храм будет стоять, будут возноситься святые молитвы за строителей и благоукрасителей храма сего.



15 октября исполняется 40 лет со дня кончины старца Амвросия (Иванова), начавшего свой монашеский путь в Оптиной под руководством старца Иосифа. Иногда великий оптинский старец Амвросий (Гренков) подписывал свои письма Амвросий 1, как бы говоря, что будет еще Амвросий 2-й. Действительно, Амвросий 2-й, Балабановский (так как почти 40 лет он служил в Преображенском храме вблизи Балобаново) характером его напоминал. Несмотря на тюрьму, ссылку и постоянное преследование со стороны властей он сохранял светлый, жизнерадостный нрав и прекрасное чувство юмора. Однажды очередной проверяющий попенял старцу на то, что тот не выписывает газеты. Старец выписал. Через некоторое время в доме батюшки собрались многочисленные чада. Неожиданно, старец предложил почитать газеты. Нагрянула проверка. «Гражданин Иванов, чем вы тут занимаетесь?» – резко спросил проверяющий. «Газеты читаем»,– ответил батюшка. К своему удивлению, в руках присутствующих проверяющий увидел газету «Правда» и другие одиозные газеты. Незадолго до смерти старец побывал в разоренной Оптиной Пустыни и предсказал скорое возрождение обители. И еще трогательная черта в его облике: батюшка очень любил музыку, в келье стояла фисгармония, на которой он играл Моцарта.
Любопытно, что колокольню в Преображенском храме построил великий русский математик П.Л. Чебышев.



«Золотую осень» Пастернак как будто списывал с нынешней Оптиной:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.                            

Совсем другая осень стояла в Оптиной, когда в конце октября, в своё последнее посещение этих мест приехал сюда Лев Толстой: лиственные деревья давно расстались со своим убранством, лишь хвое всё было нипочем. Это ещё более усугубляло тяжёлое гнетущее настроение Льва Николаевича, тайком сбежавшего из Ясной Поляны 28 октября 1910 года. Он переночевал в одной из Оптинских гостиниц, и, на следующий день с утра отправился на прогулку. Незаметно подошёл к скиту... .После долгой прогулки вернулся в гостиницу, а позавтракав и написав письма родным, снова пошёл к скитским кельям – они манили его.
 
Вчера он расспрашивал о. гостинника о старцах – кто они, как их зовут и каково их самочувствие. Старца Иосифа Толстой помнил с той поры, когда тот был келейником у известного старца Амвросия. Долго бродил Толстой вокруг скита обходя его то справа, то слева. Наконец подошёл с Святым вратам и ..., задержавшись на мгновенье, повернул в лес. Больше он к скиту не приближался. Вернувшись к себе в номер, рассказал спутникам по побегу о своих хождениях, прибавив: «Сам к старцам не пойду, а вот если бы они позвали – пошёл бы...».


50 лет тому назад 22 октября 1969 года на 70-м году жизни скончался Иван Митрофанович Беляев – младший брат преподобного Никона Оптинского. Вместе со старшим братом Николаем (о.Никоном) в 1907 году он поступил послушником в Оптину пустынь и вместе с ним же был одет там в рясофор.
В 1912 – 1913 г.г. с преподобным Варсонофием оптинским едет Иван в Старо-Голутвин монастырь, а оттуда, закрыв глаза Старцу Варсонофию, привозит гроб с его телом в Оптину. После, некоторое время живёт на Афоне.
Однако путь на Голгофу способен проделать не каждый. И слишком велик соблазн сойти с креста. Так произошло с младшим братом Николая Беляева. Иванушка, восторженный юноша, мечтавший о монашестве, не смог вынести всех трудностей иноческого жития. Не смог выработать в себе смирения, отсечения своей воли. Вскоре Иван покидает Оптину пустынь. С началом I мировой войны Иван отправляется на фронт братом милосердия. Именно там знакомится он с медсестрой и женится на ней, забыв о своём увлечении монашеством и о том, что сам некогда был иноком.
С началом семейной жизни Иван не только сам совершенно отошёл от веры, но и отвратил от Церкви жену. Он сотрудничает в редакции журнала «Безбожник у станка», читает атеистические лекции.
В дальнейшем, когда Ивану Митрофановичу было уж глубоко за пятьдесят, он вновь обретает веру и раскаивается в своём безбожном житии. Правда, жена его так и не вернулась к вере, оставаясь агрессивно настроенной к возобновившейся религиозности мужа. Даже молиться Ивану Митрофановичу приходилось втайне от жены и только в её отсутствие, т.к. жили они в однокомнатной квартире.
В 1957 году в Козельске произошла немаловажная встреча двух бывших оптинцев: о.Рафаила (Шейченко), несогбенно пронесшего крест монаха-исповедника по всей своей многоскорбной жизни, и Ивана Митрофановича Беляева. Сострадательная душа о. Рафаила через все годы лагерной жизни пронесла жалость и молитву за «Иванушку», ушедшего из Оптиной, уже будучи рясофорным послушником. Правда, о.Рафаил, поступивший в Оптину в 1917 году, не застал там Ивана Беляева (он ушел из монастыря в 1914-м), но знал о его судьбе по рассказам о.Никона, делившегося своей скорбью о брате. О.Никону казалось, что свет Оптиной никогда уже не прольётся в его душу. Но любовь и милостивое попечение отца Рафаила вновь затеплили угасшую лампаду.
После возвращения из лагеря в 1950-х годах, узнав адрес Ивана Митрофановича, он со всей простотой, со всем теплом своего любвеобильного сердца стал звать Беляева к себе в Козельск. И он приехал — но совсем уже незадолго до смерти о.Рафаила (был потом и на его похоронах). Они сидели за домом на скамейке — перед глазами, в отдалённой дымке, в довольно ясных очертаниях, восставала родная порушенная Оптина. Иван Митрофанович рассказал старцу о той внутренней борьбе, которая терзала его всю жизнь, принёс глубокое, сердечное покаяние. К тому времени в душе И.М.Беляева уже многое изменилось: о.Михаил (Ежов) помог ему вернуть веру в Бога. Но когда он обратился к о.Рафаилу за благословением оставить «мирской ярем» и дожить свой век вблизи Оптиной Пустыни,— получил вполне обоснованный отказ: велено было семейный крест донести до конца.
И.М. Беляев – автор нескольких акафистов святым.



23 октября – день памяти преп. Амвросия, старца Оптинского, вторая Пасха в Оптиной Пустыни. В этот день в Шамординской обители скончался старец. Его кончина сопровождалась чудесными событиями. В сам момент преставления старца к нему из Калуги выехал епископ Виталий разобраться, почему так долго батюшка задержался в Шамордино. На полдороге его настигло печальное известие. Тогда, по словам епископа, он понял зачем он ехал – отпевать преп. Амвросия. Он так и сказал: «Вероятно, настолько велик был этот старец, что отпевать его должен был епископ». Во время поминального обеда произошло ещё одно знаменательное событие. На порог настоятельского корпуса кто-то подкинул младенца – девочку. На этом обеде присутствовали молодые супруги Перловы, дочь благотворителя Шамординской обители С. В. Перлова с мужем. Супруги были бездетны. Они просили у старца девочку на воспитание. Батюшка обещал им ребёнка через год. Эту девочку супруги приняли, как последнее благословение старца Амвросия.


24 октября день памяти Оптинского старца Льва и собора Оптинских старцев. Старец Лев – родоначальник оптинского старчества. Его непосредственными учениками были Макарий и Амвросий. В 1829 году старец Лев поселился в Оптиной и монастырь почти на 100 лет стал духовным центром России. Никакого нового учения он не принес, он был наследником великого молдавского старца Паисия Величковского (через своего наставника с. Федора), вернувшего русское монашество к его истокам. Паисий – это Сергий Радонежский 18 века. Любопытный случай произошел со старцами Львом и Федором в Свирском монастыре в 1820 г. Вблизи монастыря должен был проезжать император Александр I, но заезжать туда он не собирался. Тем не менее, старцы посоветовали выстроить братию у ворот и приготовиться к встрече императора. Проезжая по дороге Александр I решил завернуть в монастырь. Какого же было его удивление, когда он увидел приготоленную ему торжественную встречу. Как только богомудрый Лев поселился в Оптиной к нему сразу потянулись многочисленные посетители. Среди его духовных чад была тетка Льва Толстого Александра Ильинична Остен-Сакен. Однажды она подвела к старцу шестилетнюю Машу Толстую. «О, эта Маша будет наша!» – заметил богомудрый Лев. Действительно, Мария Николаевна Толстая приняла монашество в Шамординском монастыре. Старец возродил монастырь Тихонову Пустынь, но об этом в следующих публикациях.


Спорительница хлебов
 
Мы, светские люди, привыкли к слову «спорить». У нас оно означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого.
Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». И если ценить родную речь и заглядывать в «Толковый словарь живого великорусского языка», с любовью собранный для нас Владимиром Ивановичем Далем, то обнаружим, что глагол «спорить», да не с кем-то, а кому-то или чему-то, означает «способствовать» и «улучшать». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни – преподобный Амвросий, утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал «Спорительница хлебов». Его-то, этот образ, и почитает теперь православный мир 15 октября по старому стилю (28-го по новому).
Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года.
Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах.
Богоматерь-Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распростив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи». Идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».
Хлеб пищи духовной – хлеб спасения – не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.
Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа. Под хлебом насущным, прямо названным и, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной – хлеб спасения, ибо без него человек ведет лишь неосмысленное существование.
Поэт-символист, философ, филолог, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал:
Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница
По видению Старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По край земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья,
И множатся в поле снопы золотистого хлеба…
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земле Умирительница,
Дай нам хлеба в скорости –
Добрым всходам спорости,
Матерь Божия Спорительница!


Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому