Оптинский календарь. Ноябрь. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Ноябрь.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru

В 2018 году исполнилось 60 лет со дня кончины игумена Иоанна Соколова воспитанника Оптиной Пустыни и наставника известного старца – Иоанна Крестьянкина. Наш великий современник, недавно почивший о. Иоанн Крестьянкин говорил, что священной обязанностью Оптиной Пустыни является прославление игумена Иоанна. Но дело, наверно в том, что в архивных документах не сохранилось никаких упоминаний о батюшке: ни в списке монашествующих, ни в других документах оптинской канцелярии, просмотренных за период с 1890 по1918 г. И это придает особый трагизм страдальческой судьбе этого удивительного человека.
Иван Александрович Соколов родился в богатой семье, получил прекрасное образование и … в 16 лет ушел в Оптину Пустынь. В 1915 г. по благословению оптинских старцев закончил Калужскую семинарию и стал священником в Дугне, недалеко от Оптиной. В годы гонений был неоднократно в ссылке. На допросах его искалечили: переломали кости, выбили зубы, проводили на нем испытания психотропных препаратов в специальном доме престарелых, но сломать не смогли. С фотографии старца на его могиле, на Армянском кладбище на нас смотрят полные любви и неземной доброты и мудрости глаза. После ссылки батюшка жил в Москве и Подмосковье, являясь фактически бомжом. У него окормлялись многие священники и миряне, из их воспоминаний и немногочисленных протоколов допросов мы и можем узнать о батюшке, о силе его молитв, о его прозорливости. Скончался старец в 1958 г. от рака печени и чада, которые по его молитвам получили квартиру в Москве не взяли его к себе умирать.
Сейчас в Дугне, там где начал свое служение игумен Иоанн Соколов служит молодой батюшка Андрей Беловинцев, который в нескольких местах работает программистом, чтобы поддерживать храм.



Многие из нас считают главным праздником в своей жизни день рождения. Но православная церковь наиболее значимым событием в жизни человека называет именины. В православии – это день, в который почитается память святого, чье имя было получено человеком при крещении. Церковнослужители же отмечают тезоименитство в день получения церковного сана и обретения нового имени, которое отличается от крестильного именования.
3 ноября Оптина отмечает день тезоименитства преподобного Илариона Оптинского.а ещё 3 ноября молитвенная память об Иларионе Великом,под именем которого принял монашество уроженец Воронежской губернии,сын портного Родион Пономарёв.
Много приводили к о.Илариону людей, страдающих различными недугами. Иларион говорил, что причины большинства болезней кроются внутри самого человека – это семейные раздоры, гнев или обида на других, грехи, в которых человек не раскаялся.
Он верил, что все недуги излечимы. Нужно лишь попросить прощения у недругов.
В Оптиной пустыни о. Илариона называли прозорливым – за то, что он порой, даже не зная пришедшего, мог перечислить обстоятельства его жизни и предвидеть, что с ним будет. Хотя батюшка стремился скрыть этот дар, но молва о нем разошлась как в самой Оптиной пустыни, так и среди многочисленных паломников, прибывавших к старцу за советом.
«Если чувствуешь, что гнев объял тебя; сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твоё сердце.»
Прп.Иларион Оптинский
На фотографии храм Илариона Великого, построенный в Оптиной Пустыни по благословению старца Илариона.


4 ноября День Казанской иконы Божьей Матери
Богородице, Матерь света
Слова П. Вяземского
Богородице, Богородице, как люблю Тебя всею душой,
Ты звезда моя, Ты зоря моя, Ты луч света в жизни земной.
Ты Знамение, Ты Споручица, Ты помощница на пути
И Покров Ты мой и Заступница и Целитель, каких не найти.
Богородице, Богородице, Живоносный источник чудес.
Вся Святая Русь Тебе молится: и долины и горы и лес.
И Донская Ты и Казанская и Ахтырская – все со мной,
И Владимирская, Валаамская и Державная над страной.
По Московии, по Рязанщине, и по Елисоветградской стороне,
По Уралу, Сибири и Брянщине освящаются храмы Тебе.

Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к Оптинским святыням! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»? Мы часто живем в страхе перед завтрашним днем, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке. А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний, чьи святые мощи почивают под спудом в Казанском храме Оптина монастыря, надеялись только на Господа. Казанская церковь в Оптиной построена при возродителе монастыря — игумене Авраамии. Возведению её предшествовало чудесное событие. Один из иеромонахов обители — Макарий — смертельно ушибся во время работ на месте будущего Казанского храма. Во время своей жестокой болезни во сне он увидел себя в доме помещицы Козельского уезда села Фроловского Елены Семеновны Сабуровой, слёзно молящегося перед Казанской иконой Божией Матери, ей принадлежащей. Проснувшись, о. Макарий почувствовал облегчение от болезни и в то же время дал от полноты благодарного сердца обет — по совершенном выздоровлении ехать в дом госпожи Сабуровой и отслужить там молебен виденному им во сне образу Богоматери. При исполнении этого обета о. Макарием, госпожа Сабурова в разговоре объявила ему, что имеет намерение построить в одном из своих сёл храм во имя сего образа, прибавив притом: «Если согласитесь устроить его в Оптиной Пустыни, то я с радостью отдам эту икону вам в обитель и сверх того пожертвую деньгами на постройку». Игумен обители о. Авраамий принял это известие как знак особой милости Божией, и решил устроить храм на месте происшествия, послужившего поводом к предложению Сабуровой. Благотворительница пожертвовала значительную сумму денег на строение, а иеромонах Макарий, по усердию своему, ездил за сбором подаяния на окончательную отделку храма.


Ежегодно в ноябре православные чтят образ Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (6-го ноября).
А как относился к иконам Фёдор Михайлович Достоевский, важнейшим событием духовной жизни которого была поездка в Оптину Пустынь в июне 1878 года, вызванная личными переживаниями после смерти младшего сына-3-хлетнего Алёшеньки? Один из ответов на этот вопрос — икона «Богоматерь всех скорбящих радость», которая находилась в кабинете писателя и теплящаяся перед нею лампада. Другой ответ — его произведения с многочисленными упоминаниями икон. Икона для писателя — свидетельство веры, его любви к Богу, свидетельство единства духа (вера в невидимого Бога) и сердца (особое почитание Его видимого образа). В «Дневнике писателя» Достоевский пишет: «Иной лютеранский пастор ни за что не может понять, как можно, веруя в истинного Бога, поклоняться в то же время, доске», изображению святого, и допустить, чтоб из этого не вышло идолопоклонства. Русский интеллигентный человек всего чаще согласен в этом суждении с пастором. Между тем нет ни одного русского мужика или бабы, которые, поклоняясь иконе, в то же время хоть сколько-нибудь смешивали «доску» с Самим Богом…». Заглянув в православный календарь на те дни, когда Достоевский стремился попасть в Оптину пустынь, обнаружим удивительные совпадения: 24 июня празднуется праздник Рождества Иоанна Предтечи, который являлся престольным праздником скита Оптиной пустыни. Безусловно, что поездка Достоевского в Оптину пустынь была приурочена к главному празднику Оптинского скита. С этим праздником совпала скорбная для писателя дата – сороковины памяти сына Алеши (умер 16 мая 1878 г.). Возможно, Достоевский приезжал в Оптину, имея и более конкретную цель: совершить поминовение сына на сороковой день его смерти. Выявление этого факта позволяет восполнить картину пребывания писателя в Оптиной пустыни. Достоевский должен был заказать панихиду и отстоять её. Это произошло 26 июня, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери.


30 октября (12 ноября по н.с.) 1959 года предстал пред Господом оптинский иеросхимонах Мелетий (Бармин).
Отец Мелетий был келейником архимандрита Ксенофонта (Клюкина), а затем – последним духовником Шамординской обители – человек святой жизни, особый, исключительный. Он был последним пострижеником преподобного Амвросия Оптинского, который постриг его в 1891 году, в год своей кончины.
Отец Мелетий был сильным молитвенником, отличался исключительным молчанием, был очень немногословным. Спросят его: «Батюшка, ну как жить?», а он отвечает: «Всегда молитесь». И всё. Вокруг него царил особый благодатный мир, покой. Человек, пришедший к нему на исповедь расстроенным, умиротворялся. После разгона обители отец Мелетий жил в городе Козельске и имел духовное общение с о.Никоном (Воробьёвым), пока того не арестовали и не выслали.
В 1930 году отец Мелетий был сослан в Архангельскую область и какое-то время провел в лагерях. После возвращения до конца дней своих жил близ разорённой Оптиной пустыни, общался и с отцом Рафаилом (Шейченко) и с другими священниками. У него продолжали окормляться шамординские сестры, которых в Козельске было очень много; люди приезжали к нему из других мест. К концу жизни он ослеп. Скончался отец Мелетий в возрасте 96 лет.
Похоронили его на городском кладбище Козельска, а летом 2005 года останки иеросхимонаха Мелетия были перенесены в Оптину пустынь и погребены на братском кладбище монастыря.
На фотографии Благовещеннская церковь в Козельске, в которой в 40-е 50-е годы 20 века служил о.Рафаил (Шейченко) и о.Никон (Воробьёв).


17 ноября особенный день в истории Оптиной Пустыни, так как в этот день в 1987 году был подписан указ советского правительства о передаче монастыря Русской Православной Церкви. Началось возрождение обители после 64 лет запустения. Первым в Оптину прибыл иеромонах Иосиф (впоследствии наместник Соловецкого монастыря). Ему местные власти не разрешали носить иноческую одежду и называться монашеским именем. Первую литургию в возрождающейся обители отслужил 3 июня новый наместник архимандрит Евлогий (Смирнов) с немногочисленной братией в знаменитой башне с трубящим ангелом. 17 ноября 1988 г. братия вошла рано утром в Введенский собор и почувствовала неземное благоухание. Оказалось, Казанская икона покрыта капельками росы. Это и был источник дивного запаха.  Образ, старинный, прекрасного письма, подарил один московский коллекционер. Это был первый случай мироточения иконы в монастыре – ровно через год после начала возрождения обители.
На снимках: Казанская икона; Первая братия монастыря; Паломники 1988 г.


Митрополит Платон (Левшин).
24 ноября день памяти Московского митрополита Платона (Левшина), сыгравшего особую роль в истории Оптиной Пустыни. Митрополит управлял Московской епархией, а Калужская епархия тогда была в её составе, в тяжёлое для русского монашества время. После преобразований Петра I и Екатерины II вдвое сократилось число монастырей (недаром Бердяев называл Петра I «большевиком на троне»). Многие находились в крайне тяжёлом положении, как, например, Оптина Пустынь. Паломники XVIII века описывают одну и ту же безрадостную картину: в Оптиной разруха, братии 2–3 человека, монастырь на грани исчезновения.
Всё изменилось после посещения обители в 1796 г. митрополитом Платоном. Митрополит сам был строгий монах и любил монашество, и возрождал в своей епархии монастыри, закрытые Екатериной. Он направил в Оптину монаха Авраамия, который собрал братию, отремонтировал старые и построил новые храмы.
Митрополит был удивительным человеком: аскет и подвижник и, при этом, европейски образованный человек. Прекрасные проповеди Платона доводили до слёз Екатерину II. Европейские ученые часто приезжали к митрополиту. Увидев монаха в залатанном подряснике и лаптях (это был сам Платон), спрашивали где найти знаменитого митрополита, тот с улыбкой показывал на своего важного кучера, которого тоже звали Платон. Однажды к митрополиту приехал философ Дидро. Он сказал: «Владыка, философ Дидро считает, что Бога нет», на что митрополит ответил: «Батенька, эта новость уж очень старая», и процитировал Псалтирь: «Рече безумец в сердце своём – нет Бога».
Митрополит был горячий русский патриот. Он не смог пережить сожжение Наполеоном его любимой Москвы. Заболел и вскоре умер в основанном им Вифанском скиту Троицкой Лавры, предсказав скорое освобождение Москвы. Могила митрополита Платона (Левшина) находится в Троице- Сергиевой Лавре.




Константин Леонтьев.
«Гуманитарное лжехристианство с одним бессмысленным всепрощением своим со своим космополитизмом – без ясного догмата; с проповедью любви без проповеди «страха Божия и веры… – такое христианство есть все та же революция сколько ни источай оно меду; при таком христианстве ни воевать нельзя ни государством править; и  Богу молиться незачем…» – эти слова принадлежат замечательному русскому литератору и философу Константину Николаевичу Леонтьеву, день памяти которого 25 ноября.
Леонтьев родился на юге Калужской губернии в усадьбе Кудиново, от которой сохранилась лишь заросшая липовая аллея. Учился в Калужской гимназии, Московском университете. Стал врачом, затем дипломатом и жил по принципу: если Бога нет, то можно всё, так он написал в своей литературной исповеди. Возвышенная красота византийской культуры, с которой он познакомился на востоке, а также встреча с афонскими старцами полностью изменили мировоззрение Леонтьева.
Вернувшись в Россию Константин Николаевич побывал в Оптиной и стал духовным сыном старца Амвросия. В1884 г. он поселился в Оптиной Пустыни. За северной стеной монастыря сохранился дом Леонтьева –«консульский домик».
При жизни литератора его не находили нужным даже критиковать, настолько реакционными и даже безумными считали его взгляды. Например, одна из его работ называется так: «Средний европеец, как орудие всемирного разрушения», зато сейчас интерес к его наследию необычайно велик. Проводятся многочисленные Леонтьевские чтения, труды переиздаются.
В 1891 году Констатин Николаевич принял монашеский постриг с именем Климент в Гефсиманском скиту. Леонтьев переживал, что не может видеть старца Амвросия. Батюшка Амвросий утешал: «Не переживай, мы скоро увидимся». В октябре 1891 г. скончался Амвросий, а 25 ноября монах Климент (Леонтьев). На снимках: Старец Амвросий, Константин Леонтьев.



Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому