Оптинский календарь. Февраль. - Паломническая служба «Назарет»

Снимок Александра Пашина
Перейти к контенту

Оптинский календарь. Февраль.


Телефон: 8-910-525-15-42
e-mail: kachlena@mail.ru


Читая Оптинский календарь

   Оптина Пустынь была неразрывно связана с русской культурой XIX – начала XX вв. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской империи было более 1000 монастырей, около 100 тысяч храмов. Но именно сюда, в Оптину Пустынь, к старцам приезжали многие представители русской культуры: Киреевские, Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, П.А.Вяземский, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, С.М.Соловьев, К.Н.Леонтьев (в монашестве Климент), С.А.Нилус, С.А.Есенин, В.В.Розанов, И.М.Концевич, А.А.Ахматова. Обитель посещали П.И.Чайковский, Н.Г.Рубинштейн, Гончаровы (почти все родственники жены Пушкина), гр. Л.Н.Толстой, гр. А.П.Толстой (человек святой жизни, который непрестанно молился и даже носил вериги), вел. кн. Константин Константинович Романов и его дети, вмц. вел. кн. Елизавета Феодоровна и многие, многие другие. И большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами Оптинских старцев.

***

Супруги Киреевские были усерднейшими и главными помощниками старца Макария по книгоизданию. Через Наталию Петровну Киреевскую, которая в юности была духовной дочерью прп. Серафима Саровского, издатели поддерживали связь с Московским митр. Филаретом (Дроздовым). Все философские работы И.В.Киреевского после знакомства со старцем Макарием были исканием выхода из духовного кризиса, к которому привел европейскую цивилизацию «самодвижущийся нож разума, не признающий ничего, кроме себя и личного опыта». Похоронен он был в Оптиной, близ Введенского собора. Вскоре здесь же был похоронен его брат П.В.Киреевский, собиратель русских народных песен, стихов и былин, великий «печальник Древней Руси». А через четыре года, когда умер старец Макарий, могилы учителя и ученика оказались рядом.
Ф.М.Достоевский приехал в Оптину Пустынь облегчить свое горе после смерти любимого сына Алёши. И, вероятно, именно это смиренное «припадание к ногам Старца» помогло ему воплотить в романе «Братья Карамазовы» образ «положительно прекрасного человека» — св. Старца. Батюшка Амвросий определил состояние души Федора Михайловича словами: «Этот из кающихся». А прп. старец Варсонофий рассказывал: «Достоевский, который бывал здесь и сиживал в этом кресле, говорил о. Макарию, что раньше он ни во что не верил.
— Что же заставило вас повернуть к вере?
— Да я видел рай, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, и с тех пор повернул к Богу.
И действительно, он круто повернул вправо, и мы веруем, что Достоевский спасся».

***

Исповедание ереси есть изгнание своей волей Божественной благодати из души. Л.Н.Толстой, отлучённый от Церкви «великий ересиарх», одинокий, охваченный тоской, за несколько дней до кончины все же приходит в Оптину и бродит вокруг скита, но не осмеливается туда войти. А старцы его ждали... «Как грешил на целый свет, так и каяться пред ним должен». «Горд очень» — эти слова старца Амвросия точно определили недуг великого писателя, болезнь, с которой в конце жизни пытался он бороться. Умирая, он просил об исповеди. Но старца Варсонофия, приехавшего из Оптиной к нему, не допустили. «Хотя и Лев был, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана», — сказал о нем Старец.

В феврале 1990 года Оптиной Пустыни был возвращён Иоанно-Предтеченский скит.
Сколь же священна эта земля – малый участок на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни! Не оградой из камня или дерева он обнесён, а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси, ибо здесь, как они полагали, к небу всего ближе, хотя и не на горах стоит знаменитый среди православных Оптинский Скит.
Где-то люди удивляются великолепным дворцам, построенным знаменитыми архитекторами, расписанным великими художниками, наполненным диковинными и драгоценными изделиями, но для православного человека, нет большего благоговения, чем при взгляде на небольшие домики Скита, где жили преподобные старцы. Сколько здесь, на мужских и женских половинах (вход для женщин был вне Скита, для мужчин изнутри), перебывало людей всех сословий! Сколько здесь было пролито слёз, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось!
Почему именно здесь? Что за тайна в том, что Господь избрал обычное, тихое место для Своего благодатного пребывания? Может быть, потому что в земной жизни Господь был во всём прост до бедности? По образу страстей Господних, Оптина – и её Скит также – пережили суд неправый и Голгофу.
А затем – чудесное воскресение Божьей обители, перечеркнувшее все сатанинские потуги победить православное монашество.
С началом 2005 года скитские отцы возродили прежний духовно-молитвенный устав скита. Когда для мирян глухая ночь – здесь утро. С двух часов начинаются скитские правила… И вновь, как два века назад, возносятся к Богу пламенные молитвы о нас...



Летописец Оптиной пустыни инок Павел.
На рубеже XIX и XX столетий письмоводителем у старца оптинского Иосифа был о.Павел. По благословению старца инок Павел продолжил вести «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни», – так написал он на титульном листе очередной книги. Летопись велась и раньше, но с перерывами, зачастую многолетними. Отец Павел возобновил её ведение, дав в летописи образцы записей и форму, которой следовали его преемники по летописанию. Благодаря этому летопись стала весьма содержательным историческим документом не только скита, но всей обители. Вот некоторые записи о.Павла за февраль 1900 года.
«Февраль 21. Первая седмица Святой Четыре десятницы. Понедельник. С сегодняшнего дня братия скита начала говение. В понедельник, вторник и четверток этой седмицы пищи на трапезе не полагается и поставляются для маломощных квас, огурцы и капуста по отходе часов. В среду и пяток полагается горячая пища (щи и кашичка), но без масла.
26. Суббота. Сегодня братия скита приобщилась Святых Таин. Вместе с братией приобщался Святых Таин флигельадьютант Его Императорского Величества полковник князь Н.Д.Оболенский, прибывший вчера в скит. Ночевал в келии иеродиакона отца Мартирия. Сегодня же после обедни отправился в своё имение близ города Козельска.» (Имение Оболенских – село Березичи в восьми километрах от Оптиной пустыни).



К годовщине памяти митрофорного протоиерея Леонтия Никифорова.
Судьба Нижнепрысковского батюшки отца Леонтия – это летопись российской истории XX века.
3 февраля 2018 года, в день памяти иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», на 88-м году жизни, скончался один из старейших клириков Козельской епархии митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров.
Более полувека настоятельствовал он в старинном храме Преображения Господня села Нижние Прыски, расположенного в нескольких километрах от Оптиной пустыни.
«Случайностей в духовной жизни не бывает», – говорил своим ученикам преподобный Оптинский старец Варсонофий. Так и для о. Леонтия переезд его сюда, в центр России, на Калужскую землю, не был простой случайностью. Ученик и воспитанник архимандрита Бориса (Холчева), духовного чада Оптинского старца Нектария, отец Леонтий, приехав в 1963 году в Нижние Прыски, сразу же попросил показать ему знаменитую обитель. И когда ему указали на противоположный берег, где среди леса белел разрушенный монастырь, он встал на колени, перекрестился и заплакал. А постаревшие бывшие шамординские монахини, прислуживавшие при храме, с удовлетворением отметили тогда: «Наконец-то к нам приехал наш батюшка, наш – т. е. Оптинского духа». И действительно, о. Леонтий оказался пастырем, носителем того Оптинского духа, который отличался благоговейным отношением к святыне, ревностью к церковному служению и сострадательной, «старческой» любовью к людям.
Кроме этого «носительства» духовного, о. Леонтий оказался и бережным хранителем вещественных ценностей обители. Долгие годы он берег у себя в храме иконы из дореволюционной Оптиной, личные вещи Оптинских старцев, переданные ему в свое время монахинями, духовными чадами Старцев.
И надо было видеть эту радость Батюшки, когда Оптина открылась и он вернул туда сбереженные им святыни.
Долгие годы, с начала 70-х и до обретения мощей оптинских старцев, о. Леонтий возил паломников в село Холмищи Брянской области к месту погребения старца Нектария.
Вплоть до открытия Оптиной – Батюшка возил в разоренную тогда обитель группы паломников и там, на территории, выкладывал из камушков крестики, указывающие на могилки Старцев.
Безмерна его любовь ко всем нам: «Деточки, миленькие мои, хорошенькие, Бог есть Любовь, наполните себя этой любовью, живите с Богом», – так встречал он всех, приезжавших в нижние Прыски.
Мы любим отца Леонтия, благодарим Тебя Господи, что посылаешь нам таких пастырей!

На фотографиях: храм Преображения в селе Нижние Прыски; архимандрит Борис Холчев – Оптинский старец и наставник о. Леонтия; о. Леонтий.




4 февраля 1957 г. день рождения инока Трофима Татарникова. Леонид Иванович Татарников родился в поселке Дагон Иркутской области. После окончания железнодорожного училища работал машинистом, электриком на траулере Сахалинского морского пароходства, фотокорреспондентом в газете, шил обувь. С 1987 г. был алтарником в храме г. Бийска. В августе 1990 г. он приехал в Оптину Пустынь. 21 сентября 1991 г. послушник Леонид был пострижен в рясофор с именем Трофим.
В своем последнем письме к родным ин. Трофим писал: «Монах должен жить только в монастыре и в тайне… То есть монастырь – это житие в одиночку и молитва за всех. Это очень непросто». Таким его запомнили в Оптиной: вот о. Трофим помогает местным бабушкам вспахивать огород, вот утешает плачущую женщину, обещая помолиться за её пьющего мужа, вот готовит подарки своим любимым бабушкам – разноцветные платочки, приложенные к мощам Преподобного.
Ин. Трофим казался веселым, неунывающим иноком. Однако, когда после мученической кончины братий стали вспоминать их последние дни, то оказалось, что все трое, в том числе и ин. Трофим, предчувствовали свою кончину и даже начали раздавать свои вещи. 18 апреля 1993 г. во время пасхального звона ин. Трофим был убит сатанистом.



   27 января /9 февраля 1928 г. прп. Никон Оптинский этапирован в «Кемьперпункт»

ПИСЬМА ПРП. НИКОНА ОПТИНСКОГО ИЗ КЕМИ
1928 г.

Честнейшая о Господе м. Евдокия!
   Получил вашу посылочку и сердечно благодарю за ваше внимание ко мне. Спаси Господи. Благодарю и за поздравление. Я уже писал, что близка сердцу моему ваша забота обо мне, но по совести говорю, что особых нужд не имею. Что будет мне необходимо, напишу. Господь меня хранит, я здрав и жив. Больная нога моя в хорошем состоянии. Я должен благодарить Бога за милости Его. Скорбь моя вам известна: скорблю о вас всех, скорблю о грехах моих. Да хранит вас всех Господь во здравии и благополучии. Всегда молюсь о вас, все вы близки и дороги мне. Я доселе еще не в Соловках. Если буду там, сообщу, Бог даст, а пока особых перемен в моей здешней жизни нет. Поскорбел я, получив извещение о смерти старца Нектария. Хотелось бы знать, какова была его кончина. Передай мой привет всем близким моим. Мир им и Божие благословение. Прошу у отцов моих духовных благословения и свв. молитв. Прошу и ваших молитв. Да укрепит Господь Бог силы твои и душевные, и телесные. Помню тебя, чадо мое. Мир ти и спасение, и Божие благословение. Вручаю тебя покрову Царицы Небесной. За все слава Богу. У нас погода хорошая, сухая, солнышко греет, но разница климата большая. Ночей почти нет.
Благословляет тебя грешный иером. Никон.

Дорогой о. Геронтий!
   Мира и радования о Господе усердно тебе желаю и прошу твоих свв. молитв. Посылку вашу получил. Я вижу из писем ваших, что вы беспокоитесь о мне, как я живу, как питаюсь и т. п. Сообщаю тебе и прошу передать всем дорогим и близким мне, что я доселе здоров и все благополучно; получаю довольствие два раза в месяц и сам готовлю себе обед; черного хлеба получаю по два фунта в день, а белый могу покупать в лавке за свой счет. Получаю подсолнечное масло, а если не хватит, всегда могу купить, так что масла не трудитесь присылать, имеется в лавке и сливочное масло. За деньги все можно достать. Одним словом, доселе основное питание: хлеб, масло, крупа, сахар – имеется в достаточном количестве. Рыбные консервы имеются. Хорошо бы иметь снетки или сушеную рыбу, но не вяленую, для супа. День у меня проходит незаметно: 8 часов, а со сборами и 9 проходит на должности моей сторожевой; это мне полезно, нахожусь на свежем воздухе, и занятие это по силам моим; 7-8 часов сплю, и 8 часов незаметно проходит за чаем, обедом и другими делами житейского нашего обихода. За все слава Богу! Хотелось бы мне иметь плащ брезентовый, непромокаемый в виде накидки или мантии, без рукавов и с капюшоном, некороткий, т. е. несколько покороче подрясника, чтобы закрывались колена; он необходим осенью при дождях, а сейчас, при хорошей погоде, довольствуюсь и тем, что мне прислали. Пришлите тогда при случае еще 3-4 пера «Эврики» и нелинованной бумаги несколько листов.
   Да хранит всех вас Господь под кровом милости Своей. Тебя и всех дорогих мне помню молитвенно и желаю вам всякого благополучия. Многим я не пишу по неимению на то возможности, но одинаково их помню, и сердце мое полно сочувствия к ним и их нуждам душевным и телесным. Спаси их Господи. Все вы мне близки и дороги. Прошу свв. молитв и прощения, а у отцев моих и благословения. Мне думается, что вы нуждаетесь более моего. У меня пока деньги имеются, и я нужды не имею. Спаси вас Господи за любовь и внимание. Господь сердцеведец да призрит на сердца ваши, и нужды ваши, и скорби ваши и да пошлет каждому по его потребности. Эти мои благожелания вам примите от меня как ничтожное воздаяние за вашу любовь и заботы о мне, ничего другого сделать ныне не могу. Прости.
Грешный иером. Никон.

10 февраля церковь празднует память Собора новомучеников и исповедников, пострадавших и подвергшихся гонениям за веру после Октябрьской революции 1917 года.
Большинство из братий старой Оптиной прошли через горнило гонений. Материалами для их биографии, а во многих случаях для канонизации, служат протоколы допросов ОГПУ, архивные материалы и немногочисленные воспоминания современников. Оптину первый раз закрыли в 1918 году, но до 1923 г. она существовала под видом сельхоз. артели. В 1923 г. монастырь был закрыт окончательно. Оптинские монахи поселились, в основном, в Козельске и окрестных сёлах. Из донесения агента ОГПУ мы знаем, что Козельск они называли «Святой городок». В 1927 году в Козельске начались массовые аресты. Как говорили местные жители, «первый забор». В этом «заборе» оказался оптинский старец Никон (Беляев), погибший в северной ссылке. Следующий этап гонений пришелся на 1930 г., когда в Козельске чекисты арестовали монахов, монахинь и просто верующих, всего около 40 человек. В страшные 1937–38 годы были расстреляны многие оптинские братия и последний настоятель Исаакий (Бобраков).
Из пермской ссылки оптинский преподобномученик Викентий Никольский писал: «…как я доволен всеми своими новыми обстоятельствами, кроме частенько доходящих до голодания, скудости питания… так доволен таким промыслительным осуществлением всех моих мечтаний». Скончался в Локчимлаге. Погребен в безвестной могиле.
Всего 18 оптинских братий причислены к лику святых как новомученики и исповедники.
На фотографиях:
Оптинские братия незадолго до 1917 г.
Часовня на месте захоронения о Исаакия Бобракова на территории «Тесницких лагерей» в Тульской области, где проходили массовые расстрелы политзаключенных в 1937–1938 годах.



   13 февраля день памяти известного церковного писателя
Евгения Николаевича Погожева,
писавшего под псевдонимом Евгений Поселянин

   Он родился 21 апреля 1870 года в Москве в семье врача. Образование получил в 1-й московской гимназии, которую кончил с золотой медалью и на юридическом факультете Московского университета. Летом 1888 года перед поступлением в Московский университет юноша побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном великого старца Амвросия, который благословил его писать в защиту Церкви и народности. «Русская душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности?», – отмечал писатель.
Вскоре Погожев получил известность как талантливый церковный журналист и писатель. Ему принадлежит высказывание о том, что старец Амвросий был мучеником любви к людям. Поддержку трудам молодого автора оказывал замечательный русский поэт Великий Князь Константин Константинович, печатавшийся под псевдонимом «К.Р.»

31 января / 13 февраля 1995 г. обретение мощей прп. Исаакия I Оптинского

   Божественным промыслом нам, живущим во времена безвременья, открыт светильник многосветлый, доныне находившийся под спудом, – всечестные мощи прп. старца Исаакия I. Они были обретены 13 февраля 1995 г. при восстановительных работах в храме Казанской иконы Божией Матери. По благословению священноархимандрита Оптиной Пустыни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в половине третьего того же дня сии свв. мощи были благоговейно подняты и по совершении литии наместником обители священноархим. Венедиктом с сослужащими, были перенесены в собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, где с того времени не прекращалось чтение Псалтири и совершались литии. После праздника Сретения Господня, на 3-й день, началось приуготовление всечестных мощей Старца к их переоблачению.
Дивным смотрением Божиим накануне дня памяти св. вмч. Феодора Стратилата, которому вместе с вмч. Георгием посвящен тот придел Казанского храма, где покоились мощи Старца, перед полиелейной службой Великомученику вечером 20 февраля приехал преосв. Стефан, еп. Пинский и Лунинецкий. Незадолго до этого владыка Стефан также неожиданно был в Оптиной у всечестных мощей старцев Моисея и Антония после их обретения. После полиелея св. Феодору  Стратилату владыка Стефан отслужил заупокойную литию. Невольно вспоминаются слова еп. Калужского Виталия при отпевании прп. (старца Амвросия в 1891 г.: «Теперь я вижу, что это Старец пригласил меня на отпевание... Этот Старец так велик, что его непременно должен был отпеть епископ».
Явное и преславное чудо милости Божией совершилось 19 февраля, на 3-й день по перенесении честных мощей старца Исаакия I. Очевидцами было засвидетельствовано чудо истечения св. мира от иконы Живоначальной Троицы во Введенском соборе.

2/15 февраля 1820 г. монашеский постриг прп. Антония Оптинского
ИЗ ПИСЕМ ПРП. АНТОНИЯ ОПТИНСКОГО

   У каждого человека — свое горе: иному горе от ума, а другому горе без ума, а у вас, замечаю я, наиболее горя от многомыслия и самомнения. А посему, чем много думать и разговаривать с собою, лучше будет не много сказать: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: тми в помощь мою (Пс. 37, 22), и: «Всесвятая Богородице, время живота моего не остави мене; человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя!».
  Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных.
  Вы спрашиваете, как приучить себя к рассуждению? Это — дар Божий, а не человеческий, посему от людей и научиться невозможно. Св. Иоанн Лествичник говорит: «От смирения происходит послушание, от послушания смиренномудрие, а смиренномудрым Бог дарует и дар рассуждения». А как мы с вами более половины своей жизни прожили без послушания в своеволии, то и невозможно иметь нам оного, т. е. рассуждения. Почему и должны мы с вами отныне смиряться пред Богом и пред сообитающими с нами и сохранять очи свои от зазрения и осуждения других. Ибо как бы велики грехи в других ни представлял нам противник наш, но они в сравнении с нашими грехами имеют менее сучьев. И так будем просить Господа: «Господи, Владыко живота моего! Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!».

5/18 февраля 1845 г. погребение послушника Алексея Гуляева

   Алексей Иванович Гуляев из обер-офицерских детей. Служил в миру с 1783 г. в разных местах и должностях, а в 1821 г. вышел в отставку с чином коллежского советника со знаком отличия за 15-летнюю беспорочную службу и с пенсионом в 500 руб. ассигнациями, которые он получал до своей смерти. В брак не вступал. С 1838 г. жил в Коневской обители, а оттуда по своему усердию перешел в Оптинский скит в марте 1840 г. Из получаемого им пенсиона ежегодно уделял в монастырь по 150 руб. В декабре 1843 г. для скитской церкви сделал серебряную ризу на образ Богоявления, который находится в Предтеченском храме за правым клиросом. Тихо скончался в 1845 г. 5 февраля в воскресенье утром в 10 часов на 74-м году от роду. 6-го числа настоятель обители о. иг. Моисей служил в скиту литургию собором с о. иг. Варлаамом и иером. Никоном, а затем совершил и погребение.

26 февраля 2018 года исполнилось 80 лет
Александру Андреевичу Проханову


14/27 февраля 1888 г. постриг в схиму прп. Иосифа Оптинского
   В 1861 г. Иван Литовкин был принят послушником в скит Оптиной Пустыни и назначен работать на кухню, а затем был взят в келейники к прп. Амвросию и прожил в его хибарке 50 лет. Келлия Старца целыми днями была переполнена богомольцами, вследствие чего Ивану пришлось пережить множество искушений. Но своим необыкновенным смирением и терпением, которые возрастали все более и более, он благодушно переносил все ниспосылаемые скорби, своим кротким нравом смиряя даже своих недоброжелателей. В 1864 г. он был одет в рясофор, а в 1872 г. пострижен в мантию с именем Иосифа. Серьёзное его настроение с той поры стало особенно сосредоточенным и глубоким. О. Иосиф пребывал в полном и безропотном послушании к старцу Амвросию, коему послушанию дивились не только миряне, но и духовные лица. Так, однажды о. Амвросия поджидал иг. Исаакий, будущий настоятель. Взяв со стола книгу и начав ее читать, он спросил у старшего келейника: «О. Михаил, благослови мне почитать эту книжку!». О. Михаил с низким поклоном добродушно ответил: «Сделайте одолжение, о. игумен, какую вам угодно». Тут вошел о. Иосиф, и о. Исаакий обратился к нему с тем же вопросом. Истинный послушник скромно ответил: «Сейчас, я спрошу у Старца...».
  В 1877 г. он был посвящён в сан иеродиакона, однако во время сорокоуста у него сделалось воспаление в правом боку, отчего он чуть не умер. Своей келлии он не имел и спал в приёмной Старца, которая часов до 11 вечера была всегда заполнена народом. В 12 он ложился, а в 1 час, когда был чередным служащим, должен был быть уже в храме. Однажды о. Иосиф уснул прямо на пороге приёмной, так что прп. Амвросий, проходя к себе, споткнулся о спящего келейника. А тот, проснувшись, лишь виновато улыбнулся. Через свое беспрекословное послушание о. Иосиф достиг такого смирения, которое впоследствии вознесло его на великую духовную высоту.


15/28 февраля 1855 г. день рождения
прп. Анатолия мл., Оптинского


  В Прп. старец Анатолий, прозываемый младшим, или «маленьким», в миру Александр Алексеевич Потапов, родился 15/28 февраля 1855 г. в первопрестольном граде Москве, где и прошли его детские и юношеские годы. Ещё в молодости он твердо решил поступить в монастырь, но по требованию матери и из любви к ней вынужден был задержаться в миру на 11 лет, вплоть до её кончины. Он учился в уездном училище, а затем занимался торговым делом, благодаря чему узнал мир, увидел множество людей, побывал в различных житейских ситуациях. Эти годы стали приготовлением к старческому служению, а полученный опыт пригодился впоследствии в духовном окормлении приходивших к нему людей.
   В 1885 г. в возрасте 30 лет Александр поступил в Оптину Пустынь и был определен в скит на послушание келейника прп. Амвросия. В 1888 г. он был пострижен в рясофор. Будучи келейником великого Старца, о. Александр стал свидетелем духовных подвигов и старческого служения последних лет жизни прп. Амвросия, когда к его хибарке в скиту притекала за советом и утешением вся Россия. Современники с любовию вспоминали келейника Александра, отмечая необыкновенное радушие, благожелательность, приветливость и благодушие будущего Старца. Уже тогда, когда он был келейником, за ним замечали случаи прозорливости. Богомольцы, приходившие к Старцу, шутя говорили: «Какой чудесный келейник у о. Амвросия, лучше самого Батюшки!». После смерти прп. Амвросия о. Анатолий стал келейником у его преемника, прп. старца Иосифа Оптинского.

Поиск по сайту.
телефон
8-910-525-15-42
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
Назад к содержимому